На главную



Rambler's Top100

Проекты Адмиралтейств.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Уходя в отставку, Камерон передал свою должность архитектору А. Д. Захарову. Главных адмиралтейств архитектором последний был утвержден весной 1805 г., и вся работа по проектированию и перестройке Адмиралтейства легла на его плечи. Для Кваренги было в высшей степени поучительным сопоставление своих замыслов с проектами Камерона и Захарова, представителей двух периодов русского классицизма — строгого и высокого.

Фасад южного Адмиралтейства в Петербурге
Чертежа к проекту реконструкции южного фасада Адмиралтейства в Петербурге. 1803 г. ГББ.

В 1805 г. Томон, Кваренги и другие архитекторы были привлечены к разработке проекта мемориального павильона в память Павла I для Павловска. В настоящее время можно говорить не только об осуществленном проекте Томона — хорошо известном павильоне «Супругу-благодетелю» в Павловском парке, но и о проекте конкурировавшего с Томоном Кваренги. Павильон по проекту Кваренги предстает тоже в образе античного римского храма. Очевидно, это было оговорено овдовевшей императрицей Марией Федоровной. Кваренги в проекте использовал коринфский ордер колонн и скульптурное сопровождение в виде лежащих сфинксов, стерегущих храм-павильон.

План южного фасада Адмиралтейства

Как пишет автор монографии о Томоне Г. Д. Ощепков, выбору проекта Томона Марией Федоровной способствовало то, что «в его проекте, наряду с простотой и выразительностью самой архитектуры, ей импонировал и чудесно выполненный героический антураж» 44. Быть может, проект Кваренги из-за загадочных сфинксов, придавших несколько мистический оттенок, пышных капителей и перегруженного интерьера оттолкнул от него хорошо разбиравшуюся в искусстве Марию Федоровну. Во всяком случае, проект Кваренги не получил одобрения заказчицы, и впоследствии чертежи были увезены Джулио Кваренги в Италию.

Со времени появления в 1811 г. на архитектурном поприще в Петербурге зодчего В. П. Стасова Кваренги получил возможность общения с ним и испытывал его творческое превосходство. Приведем один из примеров творческих контактов Стасова и Кваренги.

Проект торгового павильона для Адмиралтейского бульвара в Петербурге
Проект торгового павильона для Адмиралтейского бульвара в Петербурге. 1811 г. Частное собрание С. Анжелини.

В связи с уничтожением канала и валов у перестраивающегося Адмиралтейства на их месте решили устроить бульвар и на нем возвести небольшой торговый павильон. Летом 1811 г. проекты павильона в стиле утвердившегося уже высокого классицизма представили архитекторы Кваренги и Стасов (последний был только что прикомандирован к петербургскому генерал-губернатору и оставлен Александром I для выполнения «особых высочайших повелений»). Проекты обоих архитекторов предусматривали в павильонах лоджии, украшенные статуями в нишах, и симметричные помещения по сторонам. Зодчие тщательно шлифовали свои замыслы, добиваясь их художественной законченности. Лоджия в виде высокой экседры в проекте Кваренги была бы не очень удобной для укрытия в непогоду, решение же Стасова с глубокой колонной лоджией было более практичным. Это обстоятельство, а главное, авторитет Стасова предопределили результаты конкурса. Павильон выстроили по проекту Стасова.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Проект кофейного павильона Адмиралтейского бульвара
Проект кофейного павильона для Адмиралтейского бульвара. Выполнено под влиянием архитектора В. П. Стасова.

Быть может, эта неудача Кваренги и объясняет, почему элегантный проект торгового павильона на Адмиралтейском бульваре не помещен в гравированных альбомах его проектных чертежей. Свой замысел автор запечатлел не только в чертежах, но и в перспективном рисунке. Под непосредственным влиянием стасовского павильона на Адмиралтейском бульваре Кваренги разработал проект Кофейного павильона, предназначавшегося, по словам Джулио Кваренги, для украшения парка или в Царском Селе, или в Павловске. Проект опубликован в гравированном альбоме 1344 г. (табл, LVI), а оригинальные чертежи проекта хранятся в Берлине (БИГМПКБ) и представляют собой образцы виртуозного графического мастерства.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 02.05.2010, 17:14.