На главную



Rambler's Top100

Александровский дворец в Царском Селе.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Лишь в первые годы XIX в. под влиянием впечатляющих примеров градостроительных решений Захарова, Воронихина и Томона Кваренги стал мыслить новыми пространственными категориями, порожденными идеями патриотизма и стремлениями архитектурными средствами подчеркнуть престиж великой страны. Очаровательные наброски архитектурных ансамблей, сохранившиеся в собрании Бергамаской библиотеки, свидетельствуют о переломе, свершившемся в сознании Кваренги: на одном из них он варьирует градостроительную идею Томона — Захарова, на другом рисует широкий открытый ансамбль с дугообразной галереей, оставшейся в мечтах. Трансформацию в сознании Кваренги получила и палладианская схема композиции загородной усадьбы. Он по-новому ее трактовал при решении Александровского дворца в Царском Селе и создал ряд вариантов проекта.

Вариант проекта Александровского дворца
Вариант проекта Александровского дворца в Царском Селе.

Постройка дворца для внука Екатерины II — Александра намечалась в столице, однако вскоре было решено возвести обширный дворец в новой части Царскосельского парка. В такой ситуации и развернулся творческий процесс. Для городских условий Кваренги задумал дворец в виде протяженного вдоль улицы компактного блока с тремя замкнутыми дворами, один из которых — двор на главной оси перед парадным залом — отделяла от улицы двухрядная сквозная колоннада, как бы стягивавшая крылья дворца. Именно такой план дворца хранится в ГМИЛ.

Когда же место постройки изменилось и дворец должен был возводиться в парковом окружении, Кваренги стал трансформировать разработанную им композицию, приспосабливая ее к свободному пространству парка, и постепенно пришел к осуществленному решению. Процесс творческого мышления можно проследить на сохранившихся авторских чертежах.

Проектные планы Александровского дворца
Сверху: Проектные планы Александровского дворца. Вариант 1791 г. (ГМИЛ) и вариант с открытой ротондой 1792 г. (АКБ)
Снизу: Проектные планы Александровского дворца для Царского Села. Окончательный вариант (АКБ) и план крыши (вариант с дугообразными крыльями. АКБ)

Первоначально Кваренги лишь расчленил длинное парадное помещение на оси дворца, где предусмотрел зал с полуротондой и выходом в сад. Этим он подчеркнул главную ось. Такой вариант плана хранится в ГЭ и воспроизведен в гравированных изданиях 1821 и 1844 гг. Очевидно, очень скоро стала ясна ненужность изолированных замкнутых дворов в крыльях здания, а также чрезмерно большого зала с экседрой в левом крыле. Двухрядная колоннада, связывающая крылья, — превосходная находка зодчего — сохраняется, и по ее сторонам, на торцах крыльев, предусматриваются пандусы к равнозначным по планировке вестибюлям. Этот вариант, известный по чертежам из ГББ, уже разрабатывается детально и воспроизведен на чертеже, на котором совмещены план, фасады и разрезы, а также отдельно исполненный боковой фасад. Характерно, что Кваренги предусмотрел за колоннадой портик с фронтоном, оказавшийся затем ненужным в связи с отказом от входа на главной оси.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Некоторая монотонность протяженной колоннады, отделяющей парадный двор от парка, натолкнула зодчего на мысль вписать в ее ритм открытую купольную ротонду, хорошо связанную переходами с обоими вестибюлями, и трактовать круглый открытый зал как танцевальный. В экспликации к данному варианту проекта Кваренги назвал этот зал «Салоном для танцев, обеда и наслаждения жизнью». Появление круглого обеденного зала позволило автору отказаться от зала с полуротондой и вернуться к парадному удлиненному залу на оси дворца, теперь имеющего четкую функциональную организацию: в правом крыле размещены личные комнаты Александра и его жены, а левое — официальный зал и помещения для придворных. На оси предусмотрены обеденный и парадный залы. Подъезды сохранены на торцах крыльев.

Проект Александровского дворца
Проект Александровского дворца для Царского Села. 1792 г. Главный фасад и фасад с апсидой. ГМИЛ.

Чувствуя, что сложный замысел может встретить возражение будущего владельца, на чертеже плана с экспликацией Кваренги делает многозначительную приписку: «Архитектор придерживается такого распределения на плане дворца его высочества великого князя Александра, и чтобы не делать повторения, можно просто варьировать весь ансамбль, чтобы придать ему облик, соответствующий данной местности». Очевидно, этот вариант решения увлек зодчего: он его вычерчивал с проработкой даже интерьеров (ГББ) и тщательно выполнил чертежи плана, фасадов и продольного разреза, хранящиеся в НМВ.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 18.04.2010, 21:28.