На главную



Rambler's Top100

Античная мечта Екатерины II.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Остается выяснить, почему же Кваренги нигде не упомянул о своем посещении Франции? Вероятно, это было сознательным умалчиванием, подобно тому как он нигде сам не сказал о проекте театра для города Бассано. Письмо Кваренги к Маркези датируется временем, когда во Франции уже сложилась революционная ситуация, и архитектору, приближенному ко двору русской императрицы, было неразумно афишировать свое пребывание во Франции.

Исполнение Кваренги многочисленных копий чертежей выдающихся архитекторов, в том числе и современников, таких, как Леду, не является чем-то неожиданным. Ведь копирование чертежей было в XVIII в. основной методикой архитектурного образования. Так было и во Французской академии в Риме. По такой же системе обучался в Риме и Кваренги. Подобным образом постигали искусство архитектуры и русские пенсионеры, отправляемые петербургской Академией художеств за границу.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

В середине 1770-х гг. некоторые события переориентировали внимание русской императрицы Екатерины II в сторону Италии и ее исторического центра — Рима. Под влиянием романтических картин Юбера Робера, многочисленных гравюр Пиранези и других, а также все новых открытий древностей в Италии царица была захвачена величием и красотой античного искусства. Она предавалась мечтам окружить себя овеществленной античностью. О своей мечте она откровенно писала 2 сентября 1773 г. французскому скульптору Э.-М. Фальконе (1716—1790): «Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного, как в древности. Все комнаты должны быть украшены в соответствии с их назначением, мебель спроектирована сообразно отделке. Дом не слишком большой и не слишком малый, с фасадом, разрезом и т. д. Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем царскосельском саду, только бы она не была слишком обширна. Я до безумия мечтаю о столовой со скамьями около стола, я хочу иметь все это, прошу Вас помочь мне осуществить эту фантазию, за которую я без сомнения заплачу».


Екатерина II. Императрица всероссийская (28 июня 1762 - 6 ноября 1796 г. )

Исполняя просьбу русской царицы, Фальконе написал в Париж, о чем сообщил Екатерине. Та восторженно ответила: «... очень хорошо, очень хорошо; Вашим попечением моя античная мечта будет осуществлена...». Проект выполнил знаток античного искусства архитектор Клериссо. Он решил с максимальной выгодой использовать монаршую прихоть и прислал грандиозный проект дворца в древнеримском духе, состоящий из множества чертежей. Проект он сопроводил огромным счетом, в который включил оплату мысли, «которая в ночь с 23 на 24 число сего месяца (конец 1773 г. — В. 77.) промелькнула в ... голове».

Возмущенная императрица отклонила не понравившийся ей надуманный проект дворца и не приняла счет. Однако ее интерес к античности не угас. Она решила, что ей следует обратиться непосредственно к итальянским архитекторам. Именно об этом императрица написала своему корреспонденту Ф.-М. Гримму (1723—1804): «Я хотела двух итальянцев, ибо у нас есть французы (имеется в виду Деламот — В. 77.), которые слишком много знают и строят дрянные дома, негодные ни внутри, ни снаружи, и все оттого, что они слишком много знают» [19, с. 3641.

Гримм, хорошо зная контингент римских архитекторов, остановил свой выбор на молодом и очень одаренном архитекторе и художнике Кваренги, увлеченность которого античностью и палладианской ее интерпретацией, несомненно, должна была импонировать Екатерине II. Сам Кваренги по этому поводу пишет коротко и сдержанно: «Я был вызван через г. барона Гримма на должность архитектора императрицы всероссийской на почетнейших условиях» [28]. Оформление приглашения зодчего в Россию было поручено комиссионеру петербургской Академии художеств, советнику И.-Я. Рейфенштейну (1719 — 1797), находившемуся с 1771 г. в Риме в ранге русского министра. Он неоднократно выполнял поручения императрицы, в частности организовал снятие копий с росписей лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце. Эта работа была начата в 1778 г. художником X. Унтербергером.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 13.04.2010, 22:41.