На главную



Rambler's Top100

Античная первооснова.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


1 сентября 1779 г. Рейфенштейн — лицо, уполномоченное русской императрицей, подписал контракт, по которому архитектор Джакомо Кваренги должен был выехать в столицу — Санкт-Петербург на службу ко двору Екатерины II сроком на три года. Ему полагались высокое жалование — 2360 рублей в год и бесплатная квартира.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Каковы же были творческое кредо и уровень архитектурных познаний Кваренги, принявшего решение покинуть родную Италию и предпринять длинный и долгий путь на север Европы, в Санкт-Петербург? Ответ на этот вопрос дал сам зодчий в «исповеди» Маркези. Он сообщал: «...античное всегда лежало первой основой моих наблюдений. В нем я всегда искал самое лучшее, хотя не все античные постройки, в том числе иные из лучшего века, могут сравниться с портиком Ротонды (Пантеон — В. П.); так называемым храмом Серапиды в Поццоли и некоторыми иными подобными, так как во многих из них усматриваются те преувеличения, кои мы критикуем у современников, считая их авторами таковых. Когда я счел себя приобревшим достаточную основу простого и величественного в античном, я стал изучать лучшие вещи наших современников, и после того, как хорошо исследовал и зарисовал то немногое, что среди множества великолепнейших построек находится в Риме, я предпринимал путешествия по Италии дважды, дабы увидать, исследовать и промерить на месте лучшее, что оставили наши мастера: Флоренция, Виченца, Верона, Мантуя, Венеция были местами, где я более всего образовался, так как там более, чем где-либо, изобилуют прекрасные постройки Палладио, Санмикеле, Джулио Романо, равно как в Риме и его окрестностях Сангалло, Браманте и некоторых других подобных.. . упомянутые мои занятия и упомянутые мои наблюдения я всегда делал помощью философского взгляда и духа, без пристрастия или предубеждения, и это всегда было моим главным правилом; и если, может быть, я больше останавливался на названных авторах, то это случилось потому, что в них я нашел больше стечения красот, чем сумел отыскать в других авторах. С теми же принципами изучал я также живущих мастеров и брал хорошее всюду, где умел его замечать, равно как старался, насколько мог, больше ознакомиться с внутренним распределением французов, достоинство, которое доныне кажется им свойственным, особенно в нынешнее время, когда эта нация может похвалиться немалым числом художников в архитектуре...» [28].

Стены приморского города на берегу Средиземного моря
Стены приморского города на малоазиатском берегу Средиземного моря. 1779 г. МСМБ.

Из этого повествования совершенно ясно, что Кваренги покидал Италию убежденным сторонником строгой и величественной архитектуры, взращенной на античной почве, обогащенной достижениями великих мастеров эпохи Возрождения и искусством внутренней компоновки зданий французских архитекторов. «Античное всегда лежало первой основой» творчества Кваренги, но к этой первооснове он не относился догматически, и в одном из более поздних писем, тоже из Петербурга, зодчий со всей определенностью об этом писал: «... мой первый принцип заключается в том, что чувство здравого разума не должно подчиняться определенным правилам и примерам, что рабское следование теориям и высказываниям великих мастеров без изучения их произведений, без учета местности, условий и обычаев, приведет лишь к созданию посредственных вещей. Человек, который мыслит и наделен талантом, должен подняться над педантизмом, иначе он напрасно будет стремиться к тому, чтобы стать известным среди настоящих художников».

С такими убеждениями Кваренги направился в Россию, и эти положения всегда лежали в основе его творчества, с необыкновенной широтой развернувшегося в чужой для него стране.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 14.04.2010, 17:13.