На главную



Rambler's Top100

Бедняки комедии "Жизнь".



Комедии Чаплина показывают жизнь бедняков в капиталистическом обществе.


В фильме «Банк» Чарли, точно так же как и в фильме «Бродяга», безнадежно влюблен, на сей раз в белокурую стенографистку. Возлюбленного стенографистки, как и уборщика, зовут Чарли. Из-за этого совпадения герой решает, что ему отвечают взаимностью. Чарли засыпает в своем углу, держа в руках пыльную метлу, символ своей ничтожности. Маленькому Чарли снится волшебный сон: на банк напали бандиты, его трусливый соперник кассир спрятался со страху под стол, И он, Чарли, разогнал бандитов, спас сейфы банка от разграбления, заслужил благодарность директора банка, получил руку любимой девушки, заключил ее в свои объятия и... На этом сон обрывается: проснувшийся уборщик Чарли замечает, что он обнимает не блондинку, а грязную метлу.

В фильме «Банк» вновь прозвучал мотив противопоставления яви и сна, действительности и грезы, мотив, впервые намеченный Чаплиным в последнем фильме, поставленном для Мак Сеннетта, —«Его доисторическое прошлое» (см. гл. II ). В жестоком мире, где живет Чарли, можно мечтать, но мечтам маленького человека не суждено сбыться — такова основная мысль картины «Банк».

Обычно, упоминая об этой картине, исследователи творчества Чаплина все свое внимание уделяют, правда, очень смешным, но второстепенным эпизодам, особо выделяя при этом комическое антре Чарли во вступительных кадрах фильма, в которых он вынимает из запертого секретным замком сейфа метелку, ведро и униформу уборщика. В действительности эксцентрические эпизоды этого фильма используются художником только для маскировки его взгляда на действительность.

Непосредственно после фильма «Банк», осенью 1915 г., Чаплин приступил к съемкам комедии «Жизнь». Многие историки кино (Садуль, Лепроон и др.) называют этот фильм «реалистической драмой». Мы позволим себе не согласиться с этим. Из анализа содержания этого фильма и той формы, в которую он был облечен, явствует, что Чаплин задумал создать фильм такого же типа, как «Собачья жизнь», в котором глубоко социальные, жизненные конфликты органически сочетались бы с эксцентрической, гротескной формой. Картина должна была отразить эпизоды из жизни деклассированного бедняка в обстановке капиталистического города. Свое долголетнее знакомство с трущобами лондонских окраин, ночлежками Каледонского рынка, Поунэлл-Террасс и Кеннингтон-Род, с меблированными комнатами и многоквартирными домами Чаплин решил использовать при съемке правдивого, обличающего фильма. Центральные эпизоды «Жизни» должны были разыгрываться в ночлежках — сырых, мрачных, скупо освещенных помещениях, где за гроши получают на ночь пристанище больные, нищие, бродяги, воры, припадочные.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Жадный до денег и безжалостный к своим клиентам старик — хозяин ночлежки, отвратительные тартюфы из Армии спасения, по замыслу Чаплина, должны были сталкиваться в этом фильме с основным героем его фильма — беспомощным и бездомным.

Приводим в покадровой записи один из эпизодов в ночлежке из фильма «Жизнь» (по материалам Госфильмофонда).

Вход исключительно в порядке очереди.

1. Деревянный барак, сколоченный из старых досок. Двери. На них надпись «Открыто с 9 часов». Поперек тротуара табличка. На ней корявым почерком с грамматическими ошибками выведено:

Койка 10 центов

Рубаха 10 центов

У входных дверей ночлежки стоит очередь... из одного человека. Это долговязый усатый субъект в помятом костюме и рабочей кепке.

Появляется Чарли в котелке набекрень и с тросточкой. Подходит к «очереди» и пристраивается впереди ранее стоящего субъекта. Субъект сварливо и злобно делает Чарли замечание. Чарли с виноватой улыбкой становится позади него. Постояв несколько секунд «в очереди», Чарли снова забегает вперед. Субъект, озлобленно жестикулируя, обращается к Чарли:

— Может быть, ты станешь в очередь, барон?..

2. Чарли в ответ скалит зубы, пожимает плечами, но не уходит. Субъект бьет Чарли ногой в зад. Улыбка сходит с лица Чарли. Правой рукой он хватается за ушибленное место, левой виновато приподнимает котелок и снова становится в очередь. Субъект брезгливо оборачивается к Чарли и жестами показывает, что если Чарл влезет еще раз, то он ему... Чарли ручкой тросточки зацепляет субъекта за лодыжку. Тот шлепается на тротуар. Чарли проходит по лежащему и с видом победителя становится у дверей ночлежки. Субъект с проклятиями поднимается и, схватив Чарли за ухо, оттаскивает его от дверей в сторону. Начинают переругиваться. Тем временем один за другим подходят несколько бродяг. Чарли и субъект продолжают браниться. Бродяги открывают дверь и входят в ночлежку. Чарли уверяет субъекта, что он, Чарли, прав, и в доказательство тычет пальцем в тротуар. . Субъект не слушает Чарли: заметив, что ночлежка открыта, он входит вслед за пятым бродягой в открытую дверь. Чарли, не заметив этого, продолжает спорить, доказывать...

3. Дощатый коридор ночлежки. Видна лестница на второй этаж. Появляются бродяги. Впереди — парень в рабочем костюме, за ним — типичный пьяница, третий — жуткого вида небритый бандит, четвертый — нищий в ночной сорочке и рваных черных брюках с пластырем на левом глазу, пятый — вертлявый проходимец типа Артура Джингля в узкой пиджачной паре и цилиндре. За «Джинглем» появляется тот субъект, с которым ссорился Чарли. Седьмым через кадр проходит худой, чахоточный, мертвенно бледный бродяга.

4. Чарли у входа в ночлежку продолжает объяснять отсутствующему собеседнику, кто из них где стоял и что из этого следует. Наконец он замечает, что рядом с ним никого нет. Долго ищет, куда же девался собеседник. Спохватившись, бросается в открытые двери ночлежки.

5. Внутренность ночлежки. Ряд стандартных постелей, застланных поверх тощих матрасов полосатыми одеялами. На переднем плане владелец ночлежки — худощавый старик в ермолке, с длинной остроконечной бородкой, в полосатом жилете, со связкой ключей у пояса, в продранных сзади штанах. Его беспокоят насекомые: он то и дело почесывается. Услышав стук, старик идет к дверям, оправляя на ходу постели.

6. В ночлежку входят один за другим бродяги. Первый пытается занять койку, не заплатив; старик задерживает нахала и заставляет заплатить десять центов. Парень вытаскивает монетку, после чего делает вид, что играет со стариком в орла и решку, и, конечно, выигрывает. Старик с проклятиями пропускает его. От второго по счету бродяги так разит спиртом, что старик вынужден зажать нос, принимая от него деньги. Следующий — верзила-бандит с готовностью уплачивает свои 10 центов. Старик пробует монетку на зуб — фальшивая. От четвертого (нищий с черным пластырем на левом глазу) деньги приходится буквально вымогать. Очередь доходит до чахоточного бедняка. У него нет ни гроша, но он так кашляет, что старик, сжалившись, пропускает его даром. Теперь очередь за Чарли. У Чарли тоже нет денег, но нет и чахотки. Как же быть? Чарли пытаетс тихонько пройти незамеченным. Старик грубо его задерживает. Протягивает руку. Надо платить. Чарли роется в карманах. Денег нет. Жалкая, виноватая улыбка не трогает старика. Чарли втягивает щеки, имитирует чахоточный кашель. Рассерженный старик хватает Чарли за шиворот и тащит его к дверям.

7. Дощатый коридор ночлежки. Старик ударами ногой в зад гонит Чарли из ночлежки. Чарли читает старику нотацию, наконец, дергает его изо всех сил за бороду и убегает.

8. Тротуар возле ночлежки. Выскочивший из ночлежки Чарли налетает на полисмена. Чарли делает невинное лицо, вежливо дотрагивается до котелка, наклоняется, чтобы завязать ботинок. Полисмен ударяет наклонившегося Чарли дубинкой по заду. Обиженный Чарли цепляет полисмена за ногу ручкой тросточки. Полисмен надает. Чарли пускается в бегство...

Фильм «Жизнь» содержал еще несколько не менее ярких обличающих эпизодов. Напомним один из них: изгнанный из ночлежки Чарли всякими правдами и неправдами пробирается в другую ночлежку, напоминающую притон сумасшедших и преступников.

Уплатив 10 центов за право переночевать в обществе проходимцев и жуликов самого отвратного вида, Чарли испуганно озирается по сторонам. Он напуган и озадачен. Оставшиеся у него в кармане никели (мелкая монета) в опасности. Как же заснуть в таком обществе и в такой обстановке? Если заснешь — обдерут как липку. Чарли изобретательно находит выход: свои никели он прячет, как обезьяна орехи, за щеку в рот, после чего спокойно засыпает... Проснувшись, Чарли испытывает во рту неприятное чувство пустоты... А в ногах его постели сидит свирепого вида громила, который деловито пересчитывает никели, добытые каким-то непонятным ни Чарли, ни зрителю способом изо рта заснувшего бродяжки.

Как видно из приведенных примеров, фильм «Жизнь» должен был напоминать «Людей бездны» Джека Лондона. Чаплинский фильм столь же мало напоминал голливудские фильмы, как «Люди бездны» Лондона — новеллы О'Тенри с неожиданно счастливыми концами. Вместо веселого фарса — реалистическая комедия, вместо «Кони-Айленд» или театра варьете — ночлежка.

Подобная «площадка» для действия никак не могла устроить бизнесменов, руководивших фирмой «Эссеней». Ссылаясь на контракт, они решительно запротестовали. Работу над фильмом «Жизнь» пришлось прекратить. Это было первое, причем далеко не единственное, поражение художника-реалиста в его борьбе с хозяевами американского киногорода.

Однако Чарли не сдавался: если задуманная им комедия не могла увидеть экрана целиком, он все же решил использовать отснятый им материал в своих ближайших постановках.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм Работа Комедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 01.10.2010, 16:17.