На главную



Rambler's Top100

Бергамо.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Первым биографом Джакомо Кваренги в России был П. Н. Петров, который в 1872 г. опубликовал краткие сведения о зодчем [54]. Публикация Петрова появилась в связи с кампанией, начатой архитектором Э. И. Жибером, по сбору средств для возобновления обветшавшего намогильного памятника Кваренги на иноверческом Волковом кладбище в Петербурге. Вспыхнувший было интерес к архитектору Кваренги вскоре погас. Только в начале нашего века, когда по инициативе И. Э. Грабаря началась подготовка издания Истории русского искусства, в третьем томе ее появился обстоятельный очерк самого Грабаря о деятельности Кваренги в России [19].

Биографические сведения о Кваренги и о его итальянском периоде жизни Грабарь заимствовал из гравированных альбомов, изданных в Италии сыном зодчего Джулио Кваренги в 1821 и в 1844 гг. [134, 135]. Творческая биография Кваренги была напечатана в 1911 г. в великолепном каталоге Исторической выставки архитектуры, в котором И. А. Фомин среди справок о других архитекторах привел подробные сведения и о деятельности Кваренги [31, с. 47-49].  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

 Таким образом, очевидно, что самым первым биографом Кваренги следует считать его сына Джулио. Покидая Россию, он увез большой архив отца. В Италии в гравированных альбомах он опубликовал лишь малую часть графического наследия отца. Брат зодчего Франческо Мария Кваренги, адвокат, сделал попытку собрать все документы воедино, назвав рукописное собрание, состоящее из 109 томов, «Документы дома Кваренги». Позднее незначительная часть их оказалась в библиотеке города Бергамо, остальные же пропали бесследно. В настоящее время в бергамаской библиотеке хранятся два переплетенных тома рукописных документов Кваренги, пять альбомов малого формата с замечательными рисунками зодчего и большое количество оригинальных чертежей, частично переплетенных в альбомы.

Собор Санта Мария Маджоре в Бергамо
Собор Санта Мария Маджоре и мавзолей Бартоломео Коллеони в историческом центре Бергамо. Фото 1967 г.

Следующим после Джулио Кваренги биографом архитектора был Рафаэле Парето, опубликовавший в 1862 г. портрет и биографию Кваренги [139]. В 1868 г. в журнале «Бергамо» появилась большая статья с биографией зодчего, в которой ее автор Пазино Локателли использовал хранившиеся в городской библиотеке документы [118].

В 1879 г. Джузеппе Коломбо, опубликовав статью «Бергамаский архитектор Кваренги при Императорском дворе в Петербурге»[99], отметил, что «очень мало смог почерпнуть из тех документов, которые были ... предоставлены друзьями». В 1914 г. в Бергамо появилась развернутая «Биография архитектора Джакомо Кваренги», написанная А. Мацци [126]. Он опирался на предыдущие публикации, на сохранившиеся в библиотеке Бергамо фрагменты архива и, конечно, на известное письмо Джакомо Кваренги к Луиджи Маркези, написанное им в Петербурге 1 марта 1785 г.

Затем в Италии на долгое время забывают Кваренги. Лишь в 1935—1947 гг. в журналах города Бергамо появляются статьи, посвященные зодчему. И только выход в свет в 1957 г. в Бергамо брошюры Луиджи Анжелини о рисунках и чертежах Кваренги, находящихся в Бергамо [90], а также его же публикации в римском архитектурном журнале [88] сделали известными данные о графическом наследии Кваренги, хранящемся в библиотеке Бергамо и в частных собраниях бергамаских коллекционеров М. Скотти-Перего, С. Пичинелли и Дж. Локателли.

Публикации Луиджи Анжелини явились своеобразным импульсом к тому, чтобы спустя несколько лет, в 1967 г., было решено широко отметить 150-летие со дня смерти великого архитектора в марте в Ленинграде и в апреле в Бергамо. В связи с этим было осуществлено перезахоронение останков Кваренги в национальном некрополе Александро-Невской лавры в Ленинграде.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 11.04.2010, 18:05.