На главную



Rambler's Top100

Уморительный маляр Чарли в фильме "Работа".



Обиженный маляр Чаплин из фильма работа.


Эксцентрически трактованный в «Бродяге» мотив непосильного труда, которым вынужден заниматься маленький Чарли, вновь возник у Чаплина в картине «Работа», где излагалась потешная история двух маляров-обойщиков, ремонтирующих особняк богатого буржуа.

Взаимоотношения старшего маляра—подрядчика («босса») и подручного Чарли в этой картине говорили — правда, языком эксцентрического фарса — о бездушной эксплуатации человека человеком.

В первых кадрах этого фильма Чарли, запряженный как осел, тащил сначала по улице, а потом в гору, двуколку, груженную инструментами, ведрами с клеем, рулонами обоев и складной лестницей, поверх которых самодовольно восседал с трубкой в зубах маляр. Надрываясь от непосильной тяжести, Чарли втаскивал двуколку на пригорок, с опасностью для жизни пересекал трамвайные пути, проваливался в открытые канализационные люки...

Маляр время от времени меланхолически подстегивал своего «рикшу» хлыстиком. Встретив по дороге приятеля, Маляр радушно предлагал «подвезти» его, нисколько не заботясь о том, что Чарли и без того еле тащит двуколку.

В последующих эпизодах неловкий, неуклюжий, несообразительный Чарли без всякого очевидного злого умысла причинял своему боссу всяческие неприятности: то обливал его краской, то опрокидывал ему на голову ведро с клеем, то ударял переносной лестницей по затылку, то нечаянно сбивал с ног, доставляя большое удовольствие зрителям, среди которых несомненно были люди, мечтавшие расправиться со своими боссами...

Приводим начало фильма «Работа» в покадровой записи, сделанной по экземпляру фильма, хранящемуся в Госфильмофонде.

"Сделавшись маляром, Чарли познал все прелести! уличного движения..."

1. Улица небольшого американского городка в утренние «часы пик». Автомашины, трамваи, пешеходы. На переднем плане суетится полисмен, регулирующий движение. На аппарат по трамвайным рельсам движется тяжело нагруженная двуколка. В двуколку запряжен Чарли. На тележке поверх груды бочек и лестниц сидит старик маляр в кепке и комбинезоне, погоняющий Чарли хлыстиком. Чарли не в силах удержать двуколку. По инерции он наезжает на полисмена и сшибает его с ног. Сам Чарли тоже валится на мостовую. Оба вскакивают. Полисмен набрасывается на Чарли. Суматоха и неразбериха... На улице образуется пробка. Гудят клаксоны задержанных машин, бешено звонит вожатый трамвая, который почти наехал сзади на Чарли. Полисмен торопит Чарли. Чарли изо всех сил тянет за оглобли. Наконец он сдвинул свой экипаж и снова сшиб полисмена, на этот раз лестницей, лежавшей поперек двуколки.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

2. Столовая загородной виллы. Хозяйка вместе с горничной готовится к приезду маляров. Виден висящий на стене портрет Джорджа Вашингтона, на несгораемом шкафу—поднос с серебряной посудой, бюсты Венеры и Аполлона. На краю стола статуэтка, изображающая нагую женщину, и лампа с матерчатым абажуром. Хозяйка кричит на горничную, которая забыла убрать серебро.

3. Кухня. Хозяин виллы, торопящийся на работу. Он сидит за столом, вопя истошным голосом:

— Мой завтрак!

4. Хозяйка слышит вопль мужа, на ее лице появляется озлобление.

5. Загородная аллея, трамвайные рельсы. Из глубины кадра вниз на аппарат мчится вагон. На переднем плане на рельсах появляется двуколка, которую везет Чарли. Вагоновожатый дает отчаянные звонки. Затормозить трамвай нельзя. Он вот-вот наедет... В самый последний момент Чарли каким-то чудом успевает протащить двуколку через рельсы.

6. Крутой подъем в гору на фоне неба. Силуэтом движется Чарли, напоминающий муравья. Медленно, с невероятным напряжением, скользя и падая, тащит он свою двуколку.

7. По дороге к вилле спешит любовник хозяйки — франт средних лет, с бородкой, в цилиндре и с гарденией в петлице. Он останавливается, чтобы понюхать табак.

8. Крутая гора. Чарли, спотыкаясь и скользя, тащит двуколку. Она перетягивает, и Чарли поднимается в воздух на оглоблях.

9. Дорога. Скрючившись в три погибели, запряженный в двуколку, Чарли скользит на асфальте, как на льду, почти падает, снова поднимается в воздух, кувыркаясь на оглоблях, как на трапеции. Двуколка начинает откатываться назад.

10. Подъем в гору. Тележка катится вниз.

11. Загородная аллея. Из глубины кадра мчится трамвай. Скатившись с крутого подъема, двуколка становится поперек рельсов...

12. Двуколка поворачивается вокруг собственной оси. Трамвай пролетает мимо.

13. Двуколка снова на трамвайных рельсах. Чарли надает на рельсы. Чудом не попадает под вагон.

14. Чарли опять муравьем карабкается на крутой подъем.

15. Дорога. Чарли тащит двуколку, напрягаясь из последних сил. Скользя на асфальте, он быстро-быстро семенит ногами.

16. Перекресток двух улиц. Виден кирпичный забор какой-то виллы. В глубине кадра появляется прохожий. Маляр замечает его:

— Алло, Билл! Куда тебя черти несут?

17. Измученный Чарли вытирает пот, снявши котелок. За его спиной видны беседующие маляр и Билл.

— Садись, подвезу!

18. Билл подсаживается на двуколку. Он и маляр, размахивая руками, кричат на Чарли. Чарли оглядывается на них, на лице у него скорбное выражение.

19. Загородная дорога. На втором плане видна какая-то дача. На переднем плане открыт люк канализации. Въезжает двуколка. Оступившись, Чарли мгновенно скрывается в люке Двуколка останавливается. Седоки недоумевают: куда пропал Чарли?

20. Билл и маляр заглядывают в люк. Обнаруживают там Чарли. Видны лишь его руки, держащиеся за ручку двуколки. Билл и маляр налегают на двуколку, и Чарли трижды «возносится» из люка, чтобы вновь в нем исчезнуть. Наконец, Чарли спасен из люка и снова запряжен. Двуколка трогается. Билл, подталкивавший двуколку сзади, в свою очередь проваливается в люк.

21. Раздраженный хозяин виллы, которому еще не подали завтрака...

— Мой завтрак!

22. ...нервно бегает по кухне.

23. Хозяйка и прислуга из столовой слышат его крик.

24. Хозяйка бежит через коридор...

25. ...входит в кухню. Теперь она и муж стоят лицом к лицу:

— Нам некогда, устраивайся сам!

26. Хозяин требует, чтобы завтрак был немедленно приготовлен, толкает жену к газовой плите.

27. Сад загородной виллы. Подъезжает двуколка. Чарли, не удержавшись, поднимается с оглоблями в воздух, маляр вылезает из двуколки, как из кареты. Вбегает на крыльцо. Чарли, придавленный двуколкой, пытается вылезти из-под нее. Половина груза — бочки, лестницы и прочее — вываливается на землю.

28. Кухня виллы. Горничная и хозяйка возле газовой плиты. Муж за столом читает газету. Стучат. Муж брезгливо морщится. Жена и служанка бегут к дверям, опрокидывая на ходу стул.

29. Коридор. Пробегают жена и служанка.

30. Кухня. Муж поднимает упавший стул.

31. Коридор виллы. Входит хозяйка, за ней маляр. Хозяйка, жестикулируя, объясняет маляру:

— Начать нужно со столовой.

32. Маляр, не слушая и не глядя на нее, меланхолически закуривает. Хозяйка продолжает долго и нудно объяснять.

33. Чарли, навьючивший на себя все, что ранее было погружено на двуколку, и ставший от этого похожим на дикобраза, взбирается на крыльцо виллы.

34. Коридор. Появляется Чарли. Маляр невозмутимо курит. Хозяйка и служанка хватаются за голову. Чарли, зацепившись за лежащую на полу медвежью шкуру, с грохотом валится на пол. Хозяйка помогает ему подняться. Служанка бежит вверх по лестнице. Хозяйка все заново объясняет Чарли. Маляр, прислонившись к двери, невозмутимо курит.

35. Хозяйка и Чарли. Она объясняет, жестикулируя, при этом задевает рукой котелок Чарли, то сдвигая его на затылок, то нахлобучивая на нос. Чарли еле успевает поправлять котелок.

36. Коридор виллы. Хозяйка закончила свои объяснения. Маляр докурил папироску, потянулся, зевнул и пошел в столовую. Чарли за ним.

37. Столовая. Маляр и Чарли. Виден портрет Джорджа Вашингтона, поднос с серебряной посудой на несгораемом шкафу. Чарли обращает внимание на стоящую на столе статуэтку обнаженной женщины. Маляр отходит в глубину комнаты. Чарли берет статуэтку в руки, рассматривает, хихикая. Ставит статуэтку на место.

38. Владелица виллы в коридоре. Всплескивает руками, бросается в столовую.

— Я забыла!

39. Столовая. Чарли стоит у стола. Вбегает хозяйка; подозрительно смотрит на Чарли: не украл ли чего-нибудь. Прячет серебряный сервиз в несгораемый шкаф, озираясь на маляра и на Чарли. Чарли и маляр переглядываются. Потом, словно сговорившись, вытаскивают из кармана свои часы. Чарли прячет обе пары часов в карман штанов и закалывает его английской булавкой. Шепчет на ухо маляру:

— Здесь ничего нельзя оставлять.

40. Маляр и Чарли недружелюбной подозрительно смотрят на хозяйку. Та, обидевшись, уходит.

Трагедия бедняка, выполняющего непосильную работу, как видно из приведенного выше эпизода, облечена у Чаплина в фильме «Работа» в забавно эксцентрическую форму. Запряженный, наподобие рикши, подручный маляра, с настойчивостью и трудолюбием муравья карабкающийся на крутой подъем, смешно движется, смешно скользит, смешно падает. Однако большинство эпизодов фильма, несмотря на уморительно смешные детали, говорит о труде и эксплуатации, о неравенстве и несправедливости.

Маленький, одинокий, униженный обществом человечек в фильмах Чаплина неутрачивал удивительного жизнелюбия. Он постоянно мечтал, грезил, надеялся. В фильме «Работа» уморительный маляр Чарли, чудовищно испачкав и обезобразив стену в спальне горничной, садится рядом с ней на забрызганную клеем койку и заводит разговор «по душам». На время уходит за кадр фарсовая атмосфера действия, мы видим простое человеческое лицо, с большими грустными глазами, лицо маленького человека, искренне стремящегося к счастью, человека, который мечтает о любви и взаимности.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человек Фильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 01.10.2010, 15:03.