На главную



Rambler's Top100

Чертежи Кваренги.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


В. Н. Талепоровский в 1954 г. писал: «Кваренги заканчивал свое произведение до полного совершенства исполнения и только после этого предоставлял его заказчику. Подтверждением этому может служить тот факт, что ни в одном музее, нигде не сохранилось даже случайного эскизного, незаконченного чертежа Кваренги» [79, с. 103].

Ныне известны многие десятки набросков, эскизов, незавершенных чертежей. Эти графические документы вскрывают иногда мучительно трудный творческий процесс, в котором выкристаллизовывался окончательный замысел, воплощаемый затем в великолепных по архитектурной графике чертежах, предназначавшихся для заказчиков. Поскольку эта сторона творчества почти не освещена, мы приводим здесь ряд авторских чертежей разной степени разработки, в известной степени характеризующих метод творчества, путь раздумий архитектора.

Эскиз плана и фасад усадебного дома
Эскиз плана и фасад усадебного дома. ГББ.

Кваренги никогда не расставался с палладианской схемой усадебной композиции, тем более что в России ее с успехом использовали и другие архитекторы — Львов, Камерон, Старов. Поэтому, приступая к проектированию какой-либо помещичьей усадьбы, он начинал компоновать с палладианской схемы, хорошо осознавая общие и частные соразмерности. Таким предстает набросок плана усадьбы с дугообразными крыльями служб, быть может, навеянный композицией Павловского дворца. Другой эскиз показывает, как автор одновременно думал и над композицией плана, и над парадным фасадом усадебного дома с прямоугольным парадным двором, который он изобразил в форме живописного архитектурного рисунка, где будущее здание мыслится им в природной среде.

Иногда на чертеже плана, в границах помещения, Кваренги набрасывал беглым штрихом общую идею композиции интерьера, как это сделано пером на фрагменте плана Фонтанного дома Шереметевых. Поучителен разрез какого-то барского дома, нарисованный пером от руки с нанесением легких теней. Точные соотношения всех частей и намеком показанное оформление помещений, попавших в разрез, делают эскиз достаточно ясным документом для уверенного исполнения чертежа.

Характерно, что подавляющее большинство эскизных набросков планов, фасадов и разрезов выполнено без графически обозначенных размеров и масштаба. Лишь иногда написаны «для памяти» размеры в цифрах (туазах), что свидетельствует о верном глазомере автора. Довольно часто зодчий исполнял на одном листе масштабные эскизы основных проекций. Именно так выполнен эскизный проект загородного дворца для шведского государственного деятеля — посла в России К. Стединга, выстроенного по слегка измененному самим Кваренги проекту в 1810-х гг. в шведском округе Сёдерманланд, в поместье Эльгамар. Чертеж интересен именно тем, что на одном листе сосредоточена полная архитектурная информация об авторском замысле: по-этажные планы средней части дворца, отмытый фасад с трехчетвертными колоннами ионического ордера и балконом на втором этаже, разрезы и пояснения на плане.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Сохранился ряд авторских чертежей с письменными пояснениями рукой Кваренги чисто технического содержания и указаниями, обращающими внимание исполнителей на ту или иную деталь проекта, трудно передаваемую в чертеже. Как художник Кваренги властно вмешивался в живописное и орнаментальное оформление ответственных помещений. Вначале свои идеи он излагал в беглом эскизном рисунке оформления стены, плафона или пола, а затем давал тщательно разработанный чертеж.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 18.04.2010, 20:37.