На главную



Rambler's Top100

Чертежи Леду.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Интерес зодчего к творчеству современников — французских архитекторов-классицистов подтверждают его многочисленные копии с проектов Шарля де Вайи, Клода-Николя Леду, провинциального архитектора Рош Бернарда и других. Некоторые из чертежей тщательно аннотированы, что говорит о серьезном изучении, в особенности плановых композиций и функциональных взаимосвязей помещений. Чертежи исполнены во французских измерениях (туаз, равный 6 футам) и не являются копиями с изданных увражей или гравюр.

Дворец Хагерстона
Дворец Хагерстона в графстве Нортамберленд. 1777 г. Проект фасада. КИБА.

В связи с этим встает вопрос о возможности личного контакта Кваренги с французскими зодчими. Его взаимоотношения с пенсионерами Французской академии в Риме не вызывают сомнения. Однако выдающийся архитектор Франции Леду ни в Риме, ни в Италии вообще никогда не был; тем не менее именно его проекты в наибольшем количестве копировал Кваренги. При рассмотрении многочисленных копий, выполненных Кваренги, обращает на себя внимание то, что все они сделаны с проектов, созданных Леду в 1770-х гг. Среди них на первое место следует поставить копии проектных чертежей особняка знаменитой в свое время танцовщицы Гимар, выстроенного в 1772 г. на шоссе д'Антен в Париже. Интересно то, что Кваренги сделал копии не только поэтажных планов, разрезов и главного фасада особняка, но и чертежи малоизвестного «храма Терпсихоры», как называли современники интимный театр танцовщицы, возведенный на участке усадьбы. Театр привлек внимание Кваренги, очевидно, как пример интерпретации старинного принципа организации зрительного зала.

Триумфальный памятник "Альпийские трофеи Августа"
Триумфальный памятник "Альпийские трофеи Августа" на Лазурном берегу в Ла-Тюрби. Проект воссоздания. Конец 1770-х гг. ГЭ.

Если расположить копии чертежей Леду, выполненные Кваренги, в хронологической последовательности, то они представят определенный ряд. Кваренги скопировал чертежи «замка» в Бенувилле, строившегося с 1768 г. почти десять лет. На плане замка Кваренги самым скрупулезным образом разметил назначение каждого помещения; на поперечном разрезе вырисовал детали скульптурного убранства парадной лестницы, а в разрезе круглой капеллы — ионическую колоннаду, окружающую алтарь.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

1773 г. связан со строительством дворца для фаворитки короля Людовика XV, мадам Дюбари. К разработке проектов сооружения был привлечен Леду, и среди копий, сделанных Кваренги, есть чертежи ансамбля конюшен Дюбари в Версале (план, разрез) с круглым перистильным двором.

Привлекает к себе внимание комплект копий чертежей обширного дворца в Лувенсиенне, заложенного в 1773 г. по требованию короля для мадам Дюбари. Как и на плане бенувильского замка, на этих чертежах Кваренги аккуратно обозначил каждое, даже небольшое помещение, уясняя сложную композицию так и не выстроенного дворца. В этом замысле внимание Кваренги привлекли протяженные фасады с коринфскими многоколонными портиками палладианского типа. Кваренги выполнил копии фасадов дворца в штрихе и в отмывке.

Шарль де Вайи. План крыш павильона наук и искусств.
Шарль де Вайи. План крыш павильона наук и искусств. Чертеж Д. Кваренги. 1770-е гг. АКБ.

Проект грандиозного здания библиотеки в Касселе (Германия), исполненный Леду в 1776 г., обратил внимание Кваренги, вероятно, своеобразием широкой композиции. Из проектов общественных зданий Леду Кваренги скопировал комплект чертежей здания Учетной кассы, проект которой, как комментирует на чертеже сам Кваренги, был исполнен по приказанию министра в 1778 г.

И снова обстоятельная штудировка плановой и объемно-пространственной композиций двенадцатиколонного периптера с купольным залом. Кваренги, продолжая изучать тему особняка во французской аранжировке, скопировал несколько проектов Леду конца 1770-х гг. Это отели мадам Дюбари в Сен-Врене (на его решение оказал влияние Палладио), Табари, Эспиналь и Жернак (планы, фасад). Они завершают хронологический ряд произведений Леду, подвергшихся изучению Кваренги.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 13.04.2010, 22:01.