На главную



Rambler's Top100

Детство Ч. Чаплина. Рождение, родители, тяжелое детство.



Тяжелое детство Чаплина и раннее проявение таланта.


Глава первая (Годы: 1889-1913).

Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 г. в Лондоне на Кеннингтон Род, 287. Его родители—Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (по сцене Лили Герли) были эстрадными актерами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах, в том числе в антрепризе известных композиторов, авторов популярных оперетт — Джильберта и Салливена. Отец — обладатель приятного баритона — был в се редине 80-х годов очень популярен в лондонских мюзик-холлах. Ему неоднократно приходилось гастролировать в Европе, выступал он и в Нью-Йорке. В его репертуаре встречались и песенки, сочиненные им самим (например, «Девушка была молода и прелестна»). Сценическая карьера Чарльза Спенсера Чаплина закончилась трагически: он потерял голос, лишился ангажемента, стал пить и умер в 1894 г. в лондонском госпитале св. Фомы.

Ханна Чаплин вскоре после смерти мужа тяжело заболела. В 1896 г. она потеряла рассудок. Ее сыновья, Сид (род. в 1885 г.) и Чарли, вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Чем только не приходилось заниматься маленькому Чарли! Он торговал газетами, работал в парикмахерской, на заводе стеклянных изделий... Творческие способности проявились у Чарли очень рано. Малышу было всего два года, когда он выучился чечетке у отца и исполнению эстрадных песенок у матери.

«Подобно Гримальди,— пишет Роберт Пайн,— он был актером еще до того, как научился ходить».

В четыре года Чарли с братом начали исполнять песенки у дверей трактиров и пивных. Маленький Чарли особенно удачно имитировал популярного в те годы уличного певца ГасаЭлена, исполняя песенку «Джек Джонс» из репертуара этого певца.

Следует отметить, что Эрнест Аугустус (Гас) Элен (1862—1937) среди уличных певцов (costers) Лондона был одним из наиболее демократичных и по манере исполнения, и по репертуару. Характеризуя реалистическую манеру Гаса Элена, один из лучших знатоков английского мюзик-холла Уилсон Дишер пишет, что «по сравнению с Эленом Литтл Тич — декадент, а Джордж Роби — футурист». Дишер указывает на несомненную близость облика «кокни», создаваемого на эстраде Эленом, к героям Диккенса (например, Сэму Уэлеру из «Записок Пиквикского клуба»). Имитируя Гаса Элена, маленький Чарли тем самым перенимал и его реалистическую манеру.

Многие дети из трущоб Кеннингтона и Ламбета выступали на тротуарах в надежде заработать несколько пенни, но талантливые братья Чаплин были среди них наиболее удачливыми. В известной степени их успеху способствовали и своеобразные театрализованные пестрые костюмы. Один из биографов Чаплина, Р. Минни, приводит слова Сиднея Чаплина: «Моя мать скроила мне куртку из остатков своего жакета и своей старой бархатной кофты... Это было бы не так плохо, если.бы эти опорки не были разноцветны. Я был очень огорчен, когда мальчишки называли меня «Иосифом в разноцветной куртке». Бедняге Чарли приходилось еще хуже. Он носил красные чулки своей матери и был известен на улице как «сэр Френсис Дрейк»».

Маленькому Чарли, оставшемуся фактически безнадзорным сиротой, угрожало принудительное помещение в приют или в работный дом, что вряд ли оказало бы благотворное влияние на развитие его творческих задатков.

В 80-х годах методистский проповедник «генерал» Вильям Бутс создал своеобразную религиозно-филантропическую организацию, так называемую Армию спасения. Армия спасения развернула в ряде городов, в первую очередь в Лондоне, бурную деятельность среди городской бедноты. Применяя грубо сенсационные приемы, офицеры Армии спасения возродили, по словам Энгельса, «приемы пропаганды древнего христианства».

Помимо бесплатных столовых и ночлежек Армии спасения, в Лондоне существовали в те годы «Ассоциация английской церкви для помощи беспризорным детям», «Национальная ассоциация призрения сирот», а также пресловутый «Дом просветительных учреждений» д-ра Бернардо, в котором, помимо аудитории на 3 тыс. мест для проведения массовых популярных лекций, религиозно-нравственных бесед, сеансов волшебного фонаря, помещались вечерняя школа, «клуб благонравия» для девочек, «зал отдыха и забавы» для детей и пр. Кроме того, при многих лондонских школах существовали приюты для безнадзорных детей.

Весь этот сложный филантропический механизм был направлен, с одной стороны, на религиозное воспитание детей, с другой — на привитие им разнообразных трудовых навыков. В отдельных случаях администрация приютов и благотворительных учреждений прибегала к насильственному интернированию детей. Все подробности топографическая съемка 500 здесь.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

 Чарли удачно избежал «отдачи на воспитание» (boarding out) и отправки в «Степни-хоуз», на фасаде которого красовалась многообещающая надпись: "No destitute child ever refused admission" (Ни один бесприютный ребенок не встретит здесь отказа ).

Но все же ему неоднократно приходилось сталкиваться с различными филантропическими организациями, в частности он нередко посещал сеансы волшебного фонаря и так называемых туманных картин, организованные приходским священником. Чарли интересовался при этом отнюдь не благонамеренным библейско-евангельским репертуаром сеансов волшебного фонаря, а бесплатной чашкой кофе, выдававшейся по окончании сеанса. Семилетний Чарли ненадолго все же попал в приют для бедных детей. Это кратковременное пребывание в приюте «Гануэл Резиденшнел Скул» (18.VI 1896—18.I 1898) не мешало ему продолжать свои уличные выступления.

Школьная учительница приюта мисс Э. М. Роджерс вспоминает о забавных проделках маленького Чарли, трюках и гримасах, которыми он забавлял класс.

«Любительские» выступления Чарли на лондонских тротуарах продолжались с 1893 по 1898 г. Находчивый малыш использовал в качестве бесплатного аккомпанемента для своих выступлений уличные шарманки и органчики...

Незатейливые мелодии, исполняемые уличными музыкантами, производили на маленького Чарли неотразимое впечатление. В своей книге «Мое путешествие за границу» Чаплин описывает свои первые музыкальные впечатления.

На Кеннингтон-Кросс он как-то услышал мелодию, исполняемую на кларнете в сопровождении гармоники. Эта мелодия исполнялась с таким чувством, что Чаплин, слушая ее, в первый раз в жизни осознал, что такое музыка. Мелодию эту Чарли запомнил надолго. Впоследствии оказалось, что эта была популярная песенка «Вереск и пчелка» («The Honeysuckle and the Bee»).

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусство Детство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 26.09.2010, 13:49.