На главную



Rambler's Top100

Другие известные исследователи жизни и творчества Чаплина.



В СССР Чаплин был весьма популярен, о нем и его кино немало писали.


Подавляющее большинство книг по киноведению зарубежных авторов появилось в советских издательствах под редакцией, с предисловиями и комментариями Г. А. Авенариуса. Луиджи Кьярини «Сила кино», Анри Мерсийон «Кино и монополии США», Эрнест Линдгрен «Искусство кино» и, наконец, обе «Истории кино» Жоржа Садуля — краткая, однотомная, и фундаментальная, многотомная,— все это было тщательно научно обработано, исправлено, дополнено и прокомментировано Г. А. Авенариусом. В книге Ж. Садуля «Жизнь Чарли» — кроме примечаний — Авенариус поместил подробнейшую фильмографию (хронологический список фильмов с указанием имен всех творческих работников ) и «Основные даты жизни и творчества Чарльза Чаплина».  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Творчество величайшего комика современности было основной темой искусствоведческих работ Г. А. Авенариуса. Мы указали одну из его первых, еще на украинском языке, статей о Чаплине. За ней последовали статьи 1939,1940, 1945, 1955, 1957 годов. Последняя статья Г. А. Авенариуса, напечатанная уже посмертно в № 11 журнала «Советский экран» за 1958 год, называлась «Чарли Чаплин опять на нашем экране».

Предлагаемая вниманию читателей книга Г. А. Авенариуса «Чарльз Спенсер Чаплин. Очерк раннего периода творчества» является, таким образом, плодом всей жизни советского киноведа. По его замыслу, эта книга — лишь первый том большого двухтомного исследования всего творческого пути Чаплина. Она писалась в основном в 1955—1957 годах, на основании материалов, разработанных автором примерно за двадцатилетний период. По полноте, глубине и всесторонней разработке материала книга Авенариуса — знаменательное явление в советском киноведении. Чтобы лучше оценить ее значение, коснемся, вкратце, советской литературы о Чаплине.

О Чарльзе Чаплине существует большая литература на всех европейских языках. И это естественно. Поразительный талант Чаплина делает неумирающими его даже самые ранние, наивные и примитивные фильмы. Чеканная разработка комедийных трюков, неожиданно и вместе с тем закономерно построенные сюжеты, острые и подчас очень горькие мысли, заключенные в забавную форму комедии, и, главное, глубокий гуманизм, воинствующая человечность творчества Чаплина привлекают к нему множество исследователей и критиков. Однако стопка серьезных книг о нем теряется в грудах литературного мусора.

Американские репортеры бесстыдно вламывались в личную жизнь Чаплина, пользуясь его бракоразводными процессами, или с завистливой развязностью подсчитывали его доходы. Английские искусствоведы со скучной добросовестностью описывали и классифицировали его приемы и трюки. Немецкие эстетики пытались сделать его тросточку, ботинки и котелок атрибутами очередного «изма» самоновейшей идеалистической философии. Французские поэты и художники понимали искусство Шарло тоньше всех. . Но страсть к пышным эпитетам и неуловимым ассоциациям лишала их изысканные брошюрки искусствоведческой ценности. С легкой руки Луи Деллюка и Фернана Леже, Жана Кокто и Анри Пулайля маленького человека в узкой визитке и необъятных штанах принято теперь сопоставлять и сравнивать с героями мировой литературы и даже всеобщей истории.

В Советском Союзе о Чаплине издано несколько книг. В первом сборнике под редакцией Виктора Шкловского (1925) люди, видавшие фильмы Чаплина, восторженно и старательно описывали их. Сам Шкловский в своей статье пошел несколько дальше: он сделал ряд острых замечаний об ироничности Чаплина и смело упрекнул его в однообразии комедийных приемов.

Советский кинокритик Ипполит Соколов выпустил в 1938 году книгу, в которой был обстоятельно описан весь творческий путь Чаплина, перечислены почти все его фильмы и комментированы основные его высказывания о комическом и о кино. Несмотря на то, что искусствоведческий анализ в этой книге неглубок, а некоторые ее страницы выглядят механически собранными из разных, не всегда авторитетных источников, все же книга Соколова — одна из наиболее добросовестных и серьезных. Она имела большой спрос у советских читателей, хорошие отзывы за рубежом и благодарное одобрение самого Чаплина.

Следующим этапом советского «чаплиноведения» был сборник под редакцией С. М. Эйзенштейна и С. И. Юткевича (1945). Он состоял из больших по объему, но неравноценных статей, теоретически анализирующих метод Чаплина, а также из любовно отобранных заметок и интервью самого великого комедиографа. Обширное введение и подробная фильмография этого сборника были сделаны Г. Авенариусом. Книга эта имела большой резонанс и у нас и за границей. Некоторые рецензенты оценивали ее и аналогичную книгу о Д. У. Гриффите как начало науки о киноискусстве.

Однако, вчитавшись в сопоставления, описания и умозаключения авторов статей этого сборника, начинаешь испытывать что-то вроде головокружения. Каких только ассоциаций не вызвал маленький человек с грустными глазами и забавными усиками у своих высокоэрудированных исследователей! Каталогом сравнений хочется назвать некоторые статьи этого сборника.

С Дон Кихотом и с Санчо Панса, с Гамлетом и с Одиссеем, с Христом, Фаустом, Раскольниковым и Швейком, с Жюльеном Сорелем и Жоржем Дюруа, с Евгением из «Медного всадника» Пушкина и лейтенантом Генри из «Прощай, оружие» Хемингуэя, с героями Синклера Льюиса, Шервуда Андерсена, Стейнбека, Милберна, Колдуэлла и некоторых других американских писателей, а также писателей неамериканских — Достоевского, Сю, Свифта, Гейне, Натана Аша, Маяковского — сравнил Чаплина один только М. Блейман.

Увлекаясь все больше, он сопоставлял не только по общности, сходству, но и по контрасту: «Если не бояться громких слов больших историко-литературных и, может быть, ни к чему не обязывающих параллелей,— писал Блейман,— можно сказать, что Чаплин делает современную «Одиссею» с той только разницей, что герой ее ничем не похож на умного, находчивого, хитрого, мужественно борющегося с опасностями героя Гомера».

Да, так можно сопоставлять все со всем! Лучше все же бояться и громких слов и ни к чему не обязывающих параллелей!

Но не побоялся их и Г. Козинцев. К набору литературных героев Блеймана он прибавил каталог героев фольклора: Панч, Карагез, Полишинель, Гансвурст, Кашпарек, Петрушка, Пьеро, Арлекин. За ними последовали английский клоун Гримальди и французский пантомимист Дебюро, мимы древней Греции и дивы венской оперетты, а далее снова Уленшпигель, Дон Жуан, Король Лир и даже племянник Рамо...

Неужели со всеми этими великими тенями в родстве маленький бродяжка в стоптанных огромных башмаках? И не объясняется ли поток аналогий и сравнений тем, что Чаплин нисколько не похож ни на одного из перечисленных героев, что он настолько оригинален и самобытен, что анализировать его творчество очень трудно, а сравнивать всегда легче?

Анализируют творчество Чаплина в этом сборнике также и С. И. Юткевич и С. М. Эйзенштейн. Юткевич рассматривает Чаплина в связи с развитием высокого искусства смешного, в связи с традицией идейной, реалистической комедии, идущей от Шекспира. И хотя некоторые его аналогии представляются нам искусственными, непосредственный анализ фильмов Чаплина «Цирк», «Золотая лихорадка», «Огни города» оригинален, точен, убедителен.

Еще дальше идет Эйзенштейн. Он находит ключ к пониманию комизма Чаплина. Свою статью он называет «Charlie the Kid» («Чарли — ребенок»). Это великолепное наблюдение. Огромное обаяние маленького человека во многом объясняется его ребячливостью. Как ребенок, Чарли доверчив, легкомыслен, простодушен. Как ребенок, он бывает жесток. Его действия часто по-детски неожиданны и алогичны. Он и слаб и вместе с тем жизнеспособен — как ребенок.

Несмотря на неравноценность статей и изобилие спорных мест и положений, сборник 1945 года был действительно шагом вперед в мировом киноведении, чему немало способствовало высокое качество научно-вспомогательного и справочного аппарата, составленного Г. А. Авенариусом.

Помимо сборника хочется назвать еще несколько мелких работ: блистательные эссе и заметки Эйзенштейна (в газете «Кино»), спорную, но исполненную острой мысли главу о Чаплине в книге «Искусство кино» Б. Баллаша, тонкие «Мысли о Чаплине» Ю. Олеши, страстная публицистическая речь В. Пудовкина.

За последние годы в мировой литературе о Чаплине произошел переход от общих импрессионистических репортажей и эссе к толстым, основанным на множестве фактов монографиям. Книги Р. Минни «Чаплин — бессмертный бродяга» (Лондон, 1952), М. Бесси и Р. Флорей «Господин Чаплин или смех в ночи» (Париж, 1952), Т. Хуфф «Ч. Чаплин» (Нью-Йорк, 1951 .), Р. Пайн «Великий бог Пан» (Нью-Йорк, 1952) и, наконец, переведенная на русский и многие другие языки книга Жоржа Садуля «Жизнь Чарли» охватывают весь творческий путь великого артиста, сообщают множество фактов его биографии и свидетельств его друзей и сотрудников и тем самым претендуют на научную полноту. Последняя книга, живо написанная, но довольно поверхностная и лишенная серьезных критических обобщений, не принадлежит к лучшим работам Ж. Садуля — первоклассного историка кино.

Гораздо серьезнее исследование итальянца Глауччо Виацци «Чаплин в критике», содержащее исчерпывающую библиографию и фильмографию.

Мы позволили себе сделать этот (возможно, далеко не полный) обзор «чаплинианы» для того, чтобы показать, во-первых, что творчество Чаплина стало объектом обширнейшего и наиболее разработанного раздела мирового киноведения, во-вторых, что Г. А. Авенариус изучил и использовал огромный материал, опубликованный, по крайней мере, на десяти языках, и, в-третьих, что работа Авенариуса по полноте охвата материала превосходит все написанное о Чаплине до сих пор.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий Авенариус Исследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 26.09.2010, 13:41.