На главную



Rambler's Top100

Дворцовый ансамбль в Пелле.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Пеллинский дворцовый ансамбль, по замыслам обоих зодчих, представляет собой систему корпусов, соединенных крытыми галереями. Кваренги выделил хозяйственные строения (конюшни, квартиры для прислуги и пр.), охватив ими большой квадратный хозяйственный двор. В связи с этим приходит на память конюшенный комплекс мадам Дюбари в Версале, чертежи которого когда-то Кваренги тщательно скопировал. Теперь этот пример архитектора Леду помог Кваренги. Он обратил главный фасад корпуса с портиком в сторону дворцовой части. Лишь кухню зодчий запроектировал отдельным флигелем.

Фасад репрезантивного дворца в Пелле
Проект репрезантивного дворца в Пелле. 1785 г. Вариант фасада (ГЭ).

Собственно дворец предстает в виде двух основных частей — репрезентативной и театральной.

Первая, несомненно, задумана под впечатлением Таврического дворца, она крытым переходом соединена с театральным корпусом, включающим в себя грандиозный перистильный бальный зал с экседрами и античным театром. Следует иметь в виду то, что автор в это время разработал проект и строил Эрмитажный театр; поэтому было естественным, что удавшаяся ему композиция оказалась воплощенной и в проекте пеллинского театра. Расчлененная асимметричная группировка частей комплекса продиктована топографией местности; корпуса как бы охватывают лагуну реки Тосны и отдалены от невского берега.

План репрезантивного дворца
План (АКБ) репрезантивного дворца в Пелле.

Старов же расположил все части дворца у самой кромки берега Невы, что, возможно, и подкупило высокую заказчицу, остановившую свой выбор именно на этом варианте. Как известно, грандиозный ансамбль в течение четырех лет был возведен лишь вчерне и по приказу Павла I разобран. Предварительно император в 1787 г. поручил строящийся дворец осмотреть группе итальянских каменных дел мастеров, сотрудничавшей с Кваренги, а, может быть, и самому зодчему, и это дало ему возможность не только получить план ансамбля и снять его копию, но и выполнить с противоположного берега Невы два почти идентичных рисунка общего вида грандиозного ансамбля своего великого современника, В то время проект Старова был реализован лишь частично, и потому чертеж плана, выполненный Кваренги, запечатлел состояние строительства, В этом и заключается ценность фиксационного чертежа.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Большое влияние на мировоззрение Кваренги оказал чрезвычайно просвещенный архитектор Н. А. Львов, высказывавший свои теоретические убеждения в ряде записок и, в частности, в предисловии к изданному в 1798 г. в русском переводе труду Андреа Палладио. Его творческие взгляды были очень близки взглядам Кваренги, и это, в частности, объясняет художественное родство произведений обоих мастеров.

Дворцовый ансамбль в Пелле
Дворцовый ансамбль в Пелле. 1785 г. План расположения строений. ГББ и АКБ.

Одним из ранних фактов непосредственного их творческого контакта была попытка освоения участка в начале Невского проспекта, освободившегося после разборки деревянного дворца Елизаветы Петровны и частично переданного полицеймейстеру Н. И. Чичерину. Для оставшейся части участка (в пределах современных улиц Гоголя, Герцена и Кирпичного переулка) после указа 1782 г. о реорганизации Императорского Кабинета Львов составил проект обширного здания Кабинета. И хотя его проект осуществлен не был, Кваренги все же выполнил копию плана здания, задуманного Львовым. Это было сделано, очевидно, в целях изучения примера искусного освоения Львовым участка неправильной треугольной формы.

Подобный же участок был отведен для постройки дворца Шереметевых в Москве, в Китай-городе на Никольской (ныне 25 Октября) улице. На проектирование дворца в 1780-х гг. был проведен своеобразный конкурс, в котором, кроме Кваренги, участвовали архитекторы И. Е. Старов, Е. С. Назаров (1747 - 1822) и Л.-Ж. Депре (1743— 1804). Один из вариантов проекта Кваренги, несомненно, навеян решением здания Кабинета в Петербурге, разработанным Львовым.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 26.04.2010, 21:25.