На главную



Rambler's Top100

Дворцы по схеме палладианских вилл.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Очень большую роль в распространении принципов классицизма в русском зодчестве играла Академия художеств, учрежденная в Петербурге в 1757 г. Уже первые ее профессора архитекторы Кокоринов и Деламот были сторонниками этого нового направления. Время становления стиля классицизма приходится на 60—70-е гг. XVIII в. (ранний классицизм), и можно считать, что к приезду Кваренги классицизм в России не только обрел полную определенность, но вступал в следующую стадию — строгого классицизма.

Дворец в Павловске
Дворец в Павловске. Частное собрание А. Анжелини.

То, что увидел Кваренги в Петербурге в области архитектуры классицизма, было явлением своеобразным. Канонические формы античности приобрели здесь какую-то особенную «мягкость». Почти во всех случаях здания были выполнены из кирпича со штукатуркой, а не из естественного камня, способного в руках мастеров получать четкий, жесткий контур, а плоскости — почти гладкую поверхность. Петербургская архитектура отличалась необыкновенной пластичностью даже тогда, когда исполнители строго соблюдали формы и детали классических ордеров. Пластичность — повсеместное свойство русского зодчества — была в общем-то близка Кваренги; ведь большинство произведений Палладио — виллы в окрестностях Виченцы и городские дворцы, являвшиеся для не го образцами, были как и строения Петербурга, тоже кирпичными и оштукатуренными, а потому и пластичными, «мягкими».

Однако на петербургскую архитектуру накладывала отпечаток природно-климатическая среда, определявшая особые условия эксплуатации зданий. Зодчему необходимо было познать то, каким путем происходило приспособление архитектурных приемов итальянского Возрождения и античных ордеров к условиям другой среды — со снегопадами и холодом, с большим числом пасмурных дней и «перламутровым» освещением.

Дворец в Пелле
Дворец в Пелле. КИБА.

Кваренги понял, что для выявления рисунка фасада здания следует окрашивать, выделяя светлым цветом детали, а колонные портики не всегда должны иметь на стене отклик в виде пилястров, чтобы колонны хорошо «читались» на цветном фоне и в пасмурные дни. Кваренги внимательно изучал произведения русских архитекторов-классицистов и прежде всего самых выдающихся петербургских мастеров — своих современников И. Е. Старова, Н. А. Львова, И. В. Неелова, Ю. М. Фельтена и Ч. Камерона, работавших параллельно в 1780—1790-х гг. В меньшей степени он мог следить за деятельностью московских классицистов, таких, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, К. И. Бланк и другие.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Не изменяя своему методу штудирования архитектурной действительности, Кваренги выполнил зарисовки многих строений в столице и ее окрестностях, а некоторые произведения зарисовал даже не по одному разу. Лучшие из зданий он прорабатывал в чертежах. Его рисунки и чертежи произведений современников в России являются неоценимыми и как произведения архитектурной графики, и как исторические документы, зафиксировавшие здания такими, какими они были созданы.

План дворцового ансамбля в Пелле
И.Е.Старов. План дворцового ансамбля в Пелле. Чертеж Д.Кваренги. АКБ.

В первые годы пребывания Кваренги в Петербурге одновременно возводилось два крупных дворцово-парковых комплекса: в самом городе Таврический дворец (1783—1789) по проекту Старова и в Павловском парке по проекту Камерона усадебный дворец (1782—1786). Их изучение было для Кваренги весьма поучительным: дворцы создавались по схеме палладианских вилл с парадным двором, охваченным крыльями, но исходный композиционный принцип авторы трактовали по-разному. Камерон в условиях парка воспроизвел почти точно палладианскую композиционную схему, отказавшись, применительно к климату, от сквозных колонных соединительных галерей. Сохранились два рисунка дворца и выполненный Кваренги план.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 15.04.2010, 21:13.