На главную



Rambler's Top100

Фильм Чаплина "Полиция".



О "маленьких" людях под надзором полисменов.


В фильм «Полиция» (выпущен в марте 1916 г.) Чаплин контрабандой включил часть материала, заснятого для фильма «Жизнь». Зритель увидел ночлежку, расположенную на окраине города, очередь полуголодных бедняков у дверей ночлежки, истощенных, с бледными, испитыми лицами и ввалившейся чахоточной грудью. Зритель увидел ханжей из Армии спасения, лицемерно проповедующих на тротуарах между тюрьмой и ночлежкой и не упускающих случая прикарманить чужие часы. Появился на экране и алчный старик — хозяин ночлежки. Вот как начинался фильм «Полиция» (покадровая запись сделана по экземпляру, хранящемуся в Госфильмофонде):  

1. Решетчатые ворота американской тюрьмы. Несколько полицейских. Сквозь решетку виден идущий Чарли. Перед ним распахивают ворота. Чарли выходит на улицу. Останавливается, осматривается. Вид у него крайне жалкий, растерянный...

Снова в этом жестоком, жестоком мире.

2. Чарли вздыхает, вытаскивает из кармана кредитку — последнее, что у него осталось.

3. Из-за угла воровато выглядывает проповедник Армии спасения. Плотный мужчина, черная плоская шляпа, бородка клинышком, белый воротничок, под мышкой библия. Он наблюдает...

4. ...за Чарли, прячущим заветную кредитку глубоко в карман.

5. Проповедник бросается к Чарли.

6. У ворот тюрьмы. К Чарли подбегает проповедник. Дружески похлопывает бродягу по плечу. Указывает на библию:

— Помни о страшном суде, дружище!

Проповедник, обняв Чарли за талию, стращает его ужасами страшного суда. Проповедь действует на наивного Чарли. Он всхлипывает. При этом слюна попадает в лицо проповедника. Тот брезгливо вытирается, но не оставляет Чарли в покое:

— Каждому будет воздано по делам его.

8. Растроганный Чарли плачет, вытирая глаза бородой проповедника, который тем временем шарит в карманах бродяги.

9. Закончив свою речь, бородатый проповедник жмет Чарли руку, похлопывает по плечу, снова жмет бродяге руку.

10. На тротуаре, прислонившись к столбу газового фонаря, стоит перепившийся субъект в белом пикейном жилете. Он бессмысленно раскачивается. Его карманные часы беспомощно свисают из грудного кармана. Чарли, проходя мимо, замечает часы, останавливается, дотрагивается до часов, соблазн велик. Чарли снова дотрагивается до часов, но, преодолев искушение, уходит.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

11. Проповедник, стоявший у решетчатых ворот тюрьмы и внимательно следивший за Чарли, воровато оглядевшись, выбегает из кадра.

12. Чарли останавливается у лотка торговца фруктами. Начинает пробовать яблоки: одно, другое, третье. Надкушенные фрукты Чарли бросает обратно в лоток. Торговцу — бородатому турку с клинообразной бородкой и отечным животом — поведение Чарли не нравится. Он ударяет Чарли ногой в зад. Чарли берет банан, начинает его есть, одновременно шарит в кармане, отыскивая только что спрятанную туда заветную кредитку. Кредитки, однако, нет... Чарли осматривается — не уронил ли он деньги.

13. Проноведник с библией в руках обрабатывает пьяного субъекта...

14. Чарли продолжает искать свою кредитку...

15. Проповедник, только что снявший с пьяного часы, собирается исчезнуть. Появляется Чарли. Проповедник смущенно пожимает ему руку и уходит. Чарли замечает исчезновение часов, только что свисавших с жилета пьяницы. Теперь ему все понятно. Его кредитка, очевидно, там же, где и часы. Чарли бросается в погоню.

16. Перекресток двух улиц. На углу, прислонившись к столбу, стоит какой-то человек. Подбежав к нему, Чарли ударяет его ногой в зад. Спрашивает, не видел ли он проповедника... Получив отрицательный ответ, Чарли идет на аппарат. Останавливается. Из-за угла появляется еще один проповедник в такой же шляпе, таком же сюртуке, с такой же библией. Он подходит к Чарли, похлопывает его по плечу, кладет ему руку на грудь и начинает проповедовать:

— Помни о страшном суде, дружище.

17. Чарли, не дослушав проповеди, тигром бросается на проповедника, начинает его избивать. Несчастный кидается наутек, выронив библию. Чарли бежит за ним...

18. Улица. На тротуаре полисмен. Бегущий за проповедником Чарли сшибает полисмена с ног и исчезает за углом.

19. Другая улица. Перепуганный проповедник улепетывает от Чарли, который гигантскими прыжками гонится за ним. Проповедник исчезает. Чарли останавливается, переводит дух... Поворачивается, чтобы идти назад, но в это время на горизонте появляется сшибленный им полисмен. Чарли бросается наутек. В сохранившихся эпизодах фильма «Жизнь» в фильме «Полиция» налицо характернейшие черты чаплинского творчества: реалистически переданные обстановка и атмосфера действия и великолепно подобранный типаж в сочетании с эксцентрической клоунадой поведения персонажей.

Сырая, холодная ночлежка с блинообразными матрасами и тоненькими грязными одеялами, прижимистый, скупой старик — хозяин ночлежки, жуткая галерея обитателей ночлежки, обстановка «этого жестокого, жестокого мира», в который попадает выпущенный в очередной раз из тюрьмы бродяга, мира, населенного проповедниками из Армии спасения, полисменами и взломщиками.
В этой реалистически выписанной, до мелочей правдивой обстановке мечется запуганная, маленькая фигура человека, стремящегося, но не умеющего приспособиться к окружающему...

В фильме «Полиция» жизнь маленького человека была показана как жизнь под надзором полиции: полисмены выпускали Чарли из тихой тюремной обители в жестокий мир (напоминаем, что формула «жестокий мир» заимствована нами у Чаплина из титров фильма «Полиция»), полисмены гонялись за ним по улицам городка, кстати и некстати награждали его ударами своих дубинок, постоянно возникали на его пути, в прямом и переносном смысле этого слова. При этом, как это следовало из фильма, Чарли — бывший арестант и рецидивист — был, по сути дела, невинен, как младенец. Его юмористические похождения в роли взломщика, манера «потихоньку» вышибать оконные стекла отбойным молотком и «неслышно» вскрывать фомкой пианино, словно это не музыкальный инструмент, а несгораемый сейф,— все это обличало в нем человека, лишенного профэссиональных преступных навыков.

Чарли в фильме «Полиция» оказывался в равной степени бессильным приспособиться как к законам асфальтированных джунглей, так и к их нарушению.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия Жизнь Фильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 01.10.2010, 16:22.