На главную



Rambler's Top100

Фильм "Прерванный роман Тилли".



Покадровая запись фильма.


Увеличив с 1 июля 1914 г. гонорар Чаплина до 200 долларов в неделю, Сеннетт, искренне считавший Чаплина самым талантливым из своих актеров, поручил именно ему исполнение роли молодого негодяя-соблазнителя Чейса в фильме «Прерванный роман Тилли». Исполнительница же роли Тилли — Мэри Дресслер в своих книгах «Жизнь гадкого утенка » (1924 ) и «Моя автобиография» (1934) утверждает, что Чаплин стал ее партнером по ее настоянию.

В «Прерванном романе Тилли» Чейс — аморальное существо, жестокий соблазнитель перезрелой провинциальной девицы Тилли, которую он безжалостно бросает на произвол судьбы, обобрав предварительно до нитки. На деньги Тилли Чейс собирается развлекаться со своей прежней подружкой Мэйбл. Узнав случайно, что Тилли после трагической гибели ее дяди-альпиниста досталось громадное наследство, Чейс бросает Мэйбл и женится на толстухе Тилли. Мэйбл, не желая уступать Чейса, проникает в его дом и устраивается там служанкой. Следует обширный эпизод торжественного приема в доме Тилли. Тилли «накрывает» своего мужа в объятиях Мэйбл. Обезумевшая от ревности толстуха с револьвером в руке преследует Чейса. В этот момент в доме появляется дядя-альпинист, который, как выясняется, и не думал умирать. Чейс и Тилли спасаются бегством, вызванная воскресшим дядей полиция спешит вдогонку. Веселый бедлам погони с подпрыгивающими полицейскими, летящими в воду автомобилями и героями, которых поочередно вылавливают из воды веревочной петлей,— таков финал фильма, о котором американские историки кино (Ремси, Джекобе) горделиво сообщают, что эта была «первая в мире полнометражная комедия».

Финал «Прерванного романа Тилли» крайне характерен для комедий «Кистоун»: в нем наличествуют все основные признаки «атмосферы лунатизма и фантазии», создание которой Джильберт Вивьен Селдссчитал «особойзаслугой» Сеннетта.

Приводим этот финал в покадровой записи по оригиналу фильма, хранящемуся в Госфильмофонде:

1. Гостиная дома Тилли. Толпа перепуганных гостей и слуг. На полу — осколки громадной вазы, из которой только что вывалился Чейс. Растрепанный Чейс тут же на полу. Возле него Тилли с дымящимся револьвером в руке. Вбегает дядюшка Тилли с толстой палкой в руках. При виде толпы посторонних людей дядюшка приходит в бешенство. Тилли поражена и перепугана:

Дядюшка! Вы ли это?

Короткая немая сцена. Остолбеневшие гости смотрят на Тилли и дядюшку. Чейс хватается за голову и поднимается с пола. Из-под ковра выглядывает спрятавшаяся туда Мэйбл. Дядюшка, размахивая палкой, кидается на Тилли. Гости и слуги в панике разбегаются...

Дальнейшие события развиваются в бешеном темпе галопа. Весь эпизод смонтирован из коротких (от четверти метра до метра ) кусков, в которых персонажи мчатся, мечутся, мелькают с феерической быстротой.

2. Украшенная львами мраморная лестница виллы. С нее сбегает толпа перепуганных гостей.

3. Дядюшка, в бессильной злобе мечущийся по дому, обнаруживает спрятавшуюся под ковром Мэйбл.

4. Толпа гостей, бегущая с лестницы, на мгновение останавливается. На крыльце появляется растрепанный Чейс, преследуемый толстухой Тилли, которая ловит его как мотылька. Перепуганные гости разбегаются во все стороны.

5. Дядюшка бросается на Мэйбл с палкой. Мэйбл стремительно увертывается от удара ногой в зад, которым хочет наградить ее дядюшка.

6. Тилли удается схватить Чейса. В кадр влетает перепуганная Мэйбл, удирающая от дядюшки. Она бросается на шею Чейсу. Тилли в ярости. Чейс и Мэйбл пускаются наутек.

7. Дядюшка, неистовствующий в доме, спотыкается о разбитую вазу и падает на иол. С проклятиями поднимается и кидается в погоню.

8. Лакей в ливрее и сбившемся на сторону пудреном парике, дрожа от перепуга, снимает телефонную трубку.

9. Полицейский участок. За конторкой сержант. Перед ним на лавке несколько полисменов.

10. Лакей говорит по телефону.

Вызов принят лучшей в мире полицией — полицией «Кистоун»

11. Полицейский участок. Сшибая друг друга с ног, усатые «копы» срываются с места и выстраиваются в шеренгу перед сержантом. Сержант отдает короткое приказание — «копы» исчезают с молниеносной быстротой.

12. Деревянный настил с перилами на берегу моря. В кадр влетают растрепанные и перепуганные Чейс и Мэйбл.

13.Крыльцо виллы. Разъяренная Тилли и дядюшка, кубарем слетающий со ступенек.

14. Чейс и Мэйбл мечутся по деревянному настилу.

15. Тилли воинственно размахивает револьвером. Дядюшка, слетевший с лестницы, поднимается на ноги.

16. Чейс и Мэйбл мчатся по деревянному настилу.

17. Улица возле полицейского участка. Полисмен. Четверо «конов», мчащихся с быстротою ветра, сшибают его с ног и сами при этом летят на землю.

18. Деревянная набережная. Чейс и Мэйбл летят на аппарат.

19. Тилли с револьвером...

20. Мэйбл и Чейс. Круто поворачивают па бегу, мчатся дальше.

21. Деревянная набережная. Чейс, волоча за собой споткнувшуюся Мэйбл, влетает в кадр. Мэйбл вскакивает на ноги. Чейс, споткнувшись, летит кувырком. Мгновенно поднимается. Оба с той же безумной быстротой мчатся дальше. По-видимому, пули Тилли попадают одна за другой в зад Чейса.

22. Деревянная набережная. Посредине кадра — полисмен. Вбегает разъяренная Тилли с револьвером. Выстрел... другой... третий... Клубы порохового дыма...Полисмен кувырком летит через перила в воду. Тилли неистово размахивает револьвером.

23. Чейс и Мэйбл опрометью мчатся по деревянному настилу.

24. Перила набережной. Растрепанные и запыхавшиеся Чейс и Мэйбл подбегают к перилам.

25. Улица возле полицейского участка. «Копы», угрожая револьверами, останавливают случайно встреченную машину и заставляют владельца машины везти их на пристань.

26. Деревянная набережная. У перил большая скамейка, на которой сидят мужчины и женщины. Вбегает Тилли. Выстрел... второй... Скамейка опрокидывается. Сидевшие на ней валятся на землю, дрыгая ногами.

27. По узкому деревянному мосту мчится машина с «копами», сшибая все на своем пути. Перепуганные прохожие спасаются от машины, влезая на высокие перила моста. Сделав крутой разворот, машина вылетает из кадра.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

28. Водитель машины и несколько «копов».

29. Машина с «копами» влетает на деревянную набережную, при этом один из «копов», висевший на машине сзади, срывается и падает на землю.

30. Тилли с револьвером в руках целится в...

31. ...Чейса и Мэйбл, перепуганно мечущихся по набережной.

32. Тилли с револьвером в руках целится в Чейса и Мэйбл. Автомашина с «копами» на полном ходу налетает на Тилли. От сильного удара в зад Тилли вылетает из кадра.

33. Перила набережной. Тилли пролетает через кадр, ломает перила, летит в воду.

34. Тилли вместе с обломками перил летит с шестиметровой высоты в воду. Фонтан брызг... Тилли скрывается под водой.

35. Чейс и Мэйбл в ужасе наблюдают, как...

36. ...Тилли барахтается в воде.

37. Машина мчится по набережной.

38. Водитель машины и лица «копов».

39. Машина на полном ходу разворачивается и...

40. ...наезжает на перила набережной.

41. Машина с «копами» летит с шестиметровой высоты в воду.

42. Чейс и Мэйбл.

43. «Копы» барахтаются в воде.

44. Чейс и Мэйбл подбегают к перилам, смотрят вниз.

45. Тилли захлебывается, барахтаясь в воде.

46. Мэйбл молитвенно заламывает руки, Чейс хватается за голову.

47. Двое «копов» бегут по набережной.

48. Чейс и Мэйбл бегут по набережной. Они решили вызвать береговую полицию.

49. Мэйбл и Чейс сшибают с ног бегущих им навстречу «копов».

50. Тилли, захлебываясь, барахтается в воде.

51. Чейс и Мэйбл, поднявшись после падения, бегут опрометью дальше.

52. «Копы» подбегают к сломанным перилам, смотрят вниз.

53. Мэйбл и Чейс подбегают к телефону, висящему на заборе. Мэйбл звонит.

54. Станция береговой полиции. У берега катер. Несколько полисменов кидаетс к катеру. Катер молниеносно отчаливает. Двое полисменов, свалившись с катера, барахтаются в воде.

55. Тилли, захлебываясь, барахтается в воде.

56. «Копы» смотрят сверху на Тилли и...

57. ...подбегают к спасательной станции. Схватывают моток каната. При этом один из «копов», зацепившись за конец каната, летит кувырком.

58. «Копы» подбегают к перилам набережной, бросают конец каната.

59. Тилли в воде.. В кадре появляется канат. Тилли обеими руками цепляется за него.

60. «Копы» изо всех сил тянут канат, на конце которого барахтается Тилли. К «копам » подбегает Чейс, который с разбегу чуть было не падает в воду. Мэйбл успевает схватить его за фалды.

61. Несколько «копов» бросается в стоящую у берега лодку.

62. Моторная лодка с тремя «копами» из береговой полиции мчится на аппарат.

63. По воде с бешеной быстротой летит моторная лодка.

64. Тилли, попавшая правой ногой в петлю сброшенного ей каната, изо всех сил держится обеими руками за канат.

65. Чейс и Мэйбл с волнением следят за «копами», вытаскивающими Тилли из воды.

66. Спасательная станция. На переднем плане «копы», тянущие канат.

67. Тилли медленно поднимается в воздух, держась за канат...

68. Спасательная станция. На переднем плане «копы», тянущие канат. Один из них споткнулся. Канат выскальзывает из рук «копов», падающих один на другого.

69. Тилли вместе с канатом молниеносно летит в воду с шестиметровой высоты.

70. Тилли, барахтающаяся в воде...

71. Чейс и Мэйбл в отчаянии наблюдают за происходящим.

72. Лодка с «копами» поднимается на волну. Один из «копов» взлетает от толчка в воздух и падает в воду.

73. Моторный катер береговой полиции с бешеной скоростью разрезает воду.

74. Чейс и «коп» подхватывают канат, на котором висит Тилли. Мэйбл, прижавшись к перилам, наблюдает за ними.

75. Тилли вновь поднимается в воздух на канате.

76. Чейс и «коп» тянут канат. Чейс унирается ногой в «копа», тот теряет равновесие и...

77. ...летит головой вниз в воду. Тилли падает в воду еще раньше «копа».

78. Фонтан брызг. Появляется голова захлебывающейся Тилли.

79. Чейс, наступив ногой на скользящий канат, пытается его задержать. Мэйбл хватает Чейса за фалды...

80. Лодка с «копами» спешит на помощь к Тилли.

81. Моторный катер береговой полиции бешено мчится на аппарат.

82. Далекий общий план: пассажирский пароход. Мимо него вихрем мчится моторный катер.

83. Тилли снова «возносится» из воды. Упавший в воду «коп» висит на ее ноге...

84. Чейс и Мэйбл в смятении следят за происходящим, подают знаки «копам».

85. Спасательная станция. На переднем плане «копы», тянущие канат.

86. Тилли вместе с вцепившимся в ее ногу «копом» болтается в воздухе...

87. Чейс подает знаки «копам».

88. Спасательная станция. На переднем плане «копы», тянущие канат...

89. Тилли и «коп» болтаются в воздухе...

90. Спасательная станция. Споткнувшись об лодку, «копы» валятся на землю, в очередной раз упустив канат.

91. Тилли и «коп» летят с шестиметровой высоты в воду.

92. Спасательная станция. Один из «копов» пытается схватить канат.

93. Фонтан брызг. Появляется захлебывающаяся Тилли.

94. Чейс пытается удержать канат.

95. Лодка с «копами» спешит на помощь к Тилли. В кадр влетает моторный катер с «копами» из береговой полиции. Катер зацепляет на полном ходу лодку. Лодка накреняется. Все до одного «копы» вываливаются в воду.

96. «Копы» из береговой полиции глядят на...

97. ..барахтающихся в воде собратьев. Моторная лодка с той же скоростью скрывается за кадром. «Копы», упавшие в воду, цепляются за лодку. Лодка переворачивается и тонет...

98. Спасательная станция. На переднем плане «копы», тянущие канат. Втаскивают мокрую, бесчувственную Тилли. Мэйбл наклоняется к Тилли. Тилли сначала не подает признаков жизни, потом приходит в себя. Мэйбл и Тилли осыпают Чейса упреками. Чейс смотрит поочередно то на одну, то на другую. Падает без чувств. Его выволакивают полицейские.

Мэйбл и Тилли остаются одни, брошенные, обманутые, и никому ненужные. Тилли осыпает Мэйбл упреками. Мэйбл заливается слезами. Сердце толстухи Тилли не выдерживает. Она обнимает Мэйбл, утешая ее. Примиренные соперницы улыбаются и плачут.

Финальный эпизод «Прерванного романа Тилли» — тут нужно отдать справедливость Сеннетту — превосходно смонтирован. Коротким кускам, насыщенным суматохой погонь, преследований, столкновений, прыжков и драк, рука мастера-профессионала придала ритмическое единство. Моторные лодки, с бешеной быстротой режущие волны, сменяются на экране молниеносными проездами автомашин; в общем динамическом рисунке даже статические кадры оживают, начинают казаться исполненными движения...

Мастерски передано средствами монтажа нарастание темпа действия (ускорение движения в кадре, применение слегка замедленной съемки, предельное насыщение кадра движущимися людьми и предметами, уменьшение метража кадров).

Что касается актеров, то они в этом монтажном вихре, созданном руками Сеннетта, играли чисто служебную, второстепенную роль. Им приходилось бегать, прыгать, размахивать руками, падать в воду, падать на землю, попадать под автомобиль, вполнить кульбиты и сальто-мортале, тонуть, сбивать друг друга с ног...

Увеличение метража фильма в шесть раз лишь увеличило количество кульбитов и прыжков, которые приходилось выполнять Чаплину. Актерская задача ничуть не усложнилась и не стала содержательней. Интенсивная работа Чаплина в «Кистоун» была поденной работой по договору, который становился для Чаплина кабальным.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любви Прерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 27.09.2010, 18:30.