На главную



Rambler's Top100

Фильм «The Fireman» («Пожарный»).



Фарсовый фильм Чаплина о пожарных.


Наряду с «Женщиной» может быть упомянут выпущенный годом позже «Пожарный». Сюжет этого фильма Чаплин, по его собственному свидетельству, заимствовал из жизни. «Раз как-то,— рассказывает он,— я проходил мимо пожарной части в тот момент, когда звонили тревогу. Я видел, как пожарные спускались по пожарному столбу, перелезали через насосы и бросались в огонь. Немедленно мне представилась целая серия возможных комических положений. Мне представилось, как я сплю, не слыша тревоги. Это положение будет понятно всем, ибо спать любят все. Затем мне представилось, будто я спускаюсь по столбу, кричу на пожарных и на лошадей, спасаю героиню, наконец, падаю со столба, и много подобных положений. Я всех их запомнил и впоследствии, когда сочинял своего «The Fireman» («Пожарный»), я всем этим воспользовался. Но если бы в данный день мне не пришлось бы видеть эту пожарную часть, то все эти положения не возникли бы в моем воображении».

Необходимо оговориться, что в цитируемой статье, написанной, как известно, Робертом Вагнером и подписанной Чаплиным, «заимствование сюжетов и тем из жизни» сведено к использованию в процессе создания фильма отдельных запомнившихся Чаплину комичных и смешных жизненных деталей. В статье нет ни слова о том, что эти детали, подмеченные острым глазом художника-кинематографиста, обычно играют в сюжете чисто служебную и второстепенную роль.

Жанровые особенности фильма «Пожарный» сближают его с комическими фарсами, которые за два года до этого выпускались в студии Сеннетта, расположенной в Эдендейле. Традиционные «копы» Сеннетта заменены пожарными. Полицейский капитан — брандмайором. Выезд на место преступления заменен выездом на пожар. Дубинки полицейских заменены топориками пожарных, вместо «Черной Марии» (под этим прозвищем в США известна карета для перевозки преступников) — пожарная машина. Учебные тревоги, организованные свир епым брандмайором, проводятся в бешеном темпе, пожарные Чаплина, так же как и полисмены Сеннетта, движутся, подобно заводным куклам или марионеткам. В этой атмосфере, выпадая из ее механизированного ритма, как всегда «не в ногу с окружающими», действует маленький Чарли — кучер пожарного обоза. Его жизнь состоит из поступков, совершаемых невпопад, чередующихся с побоями: опоздал — бьют за нерадивость, пришел раньше — бьют за чрезмерное усердие, пришел вовремя — колотят просто так, по инерции. Правая нога брандмайора работает безостановочно, как некий шатун или кривошип, без устали нанося удары незадачливому конюху.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Сюжет «Пожарного» — типично фарсовый сюжет: у брандмайора очаровательная молоденькая невеста. Будущий тесть — авантюрист: в приданое дочери он дает страховой полис на свой дом, который он сам поджигает накануне свадьбы. Невеста чуть не погибает в горящем доме, но влюбленный в нее Чарли, вскарабкавшись по фасаду, спасает девушку.

По ходу сюжета дается множество трюков (не всегда остроумных): не вовремя выехавший из ворот пожарной части, Чарли возвращается вместе с упряжкой в конюшню (обратная съемка), Чарли варит в котле пожарной машины кофе для всей команды; когда владелец загоревшегося дома, впавший в прострацию, начинает с невероятной быстротой бегать взад и вперед возле пожарной машины, размахивая руками, Чарли, как бы заразившись ритмом этой беготни, механически в нее включается; убегая за брандмайором и пожарными, Чарли вручает погорельцу толстый иллюстрированный альбом, «чтобы он не скучал». Когда Чарли возвращается с пожарными, «погорелец» настолько увлекся рассматриванием картинок, что позабыл о своем горящем доме...

В отличие от других комедий Чаплина, поставленных для «Мючуэл», фильм «Пожарный» лишен единого стиля: в нем чередуются элементы ранних кистоунскнх фарсов (чтобы обратить на себя внимание брандмайора, Чарли колет его пониже спины булавкой; услышав сигнал пожарной тревоги, Чарли, разливавший за обедом горячую похлебку, опрокидывает кастрюлю на плешь брандмайору и опрометью летит к своей упряжке и др.) с ситуациями в манере поздних комедий Бестера Китона (Чарли играет в шахматы с долговязым усатым пожарным, не обращая ни малейшего внимания на вопли джентльмена в цилиндре и с орхидеей в петлице, у которого загорелся дом). В фильме много беготни, драк, возни, комических падений; все это в совокупности сводит на нет социальное содержание фильма.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравести The FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 01.10.2010, 17:03.