На главную



Rambler's Top100

Основные фильмы Чаплина на студии Кистоун.



Роли и образы Чаплина в первых фильмах.


В фирме «Кистоун» с января по октябрь 1914 г. Чаплин снялся в двадцати шести одночастных, восьми двухчастных и одном полнометражном фильмах. Из этих 35 фильмов Генри Лерман режиссировал 4, Джордж Николе — 1, Мэйбл Норман и Чаплин — 7, Сеннетт и Чаплин — 1, Сеннетт — 7, Норман и Сеннетт — 3 и сам Чаплин — 17. Постановщик одного фильма («Новый привратник») не установлен. Все короткометражные фильмы «Кистоун» были сняты в один-два дня каждый, по примитивным сценариям, а иногда и без сценариев в порядке импровизации.

В этих фильмах Чаплину приходилось играть самые различные роли. Соответственно он пользовался самыми различными костюмами и гримами. В двух фильмах Чаплин играл женщин («Деловой день» и «Маскарадная маска»), в одном — безусого юношу в летней серой пиджачной паре и канотье («Состоявшееся знакомство»). Сеннетт, долгое время находившийся под впечатлением понравившейся ему в исполнении Чаплина роли пьяницы в пантомиме «Вечер в лондонском клубе» беспрестанно навязывал молодому актеру роль подвыпившего или напившегося до бесчувствия субъекта.

В фильмах «Его любимое времяпрепровождение», «Застигнутый дождем», «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл», «Транжиры», «Семейная жизнь Мэйбл» Чаплину приходилось воспроизводить свою знаменитую, созданную им в «Карно Пантомим Компани», сцену опьянения («drunking akt»). Сеннетт требовал всего лишь механического повторения сцены — Чаплин же изобретательно ее варьировал. В фильме «Семейная жизнь Мэйбл» Чаплин изображал заядлого пьяницу, заставшего по возвращении домой в своей спальне постороннего мужчину. «Посторонний» оказывался манекеном, но, не замечая этого, пьяница вступал с этим манекеном в драку. В эту сцену Чаплин вложил все свое профессиональное мастерство боксера.

Любимое времяпрепровождение героя раннего Чаплина—Чейса — пьянство, драки, приставание к женщинам. Одна из картин Чаплина так и называлась «Его любимое времяпрепровождение». Место действия — второсортный «салун» и его окрестности. Чейс — у стойки, он уже на взводе, его приятель Фатти — тоже. У обоих такой вид, словно они уже несколько дней ночевали под забором. Чейс пьет, его приятель напрасно старается отпить из кружки... Под влиянием винных паров Чейс начинает буянить и совершать всяческие несообразности... Забравшись в туалетную комнату, он чистит полотенцем грязные ботинки, вступает со всеми в драку, вышвыривает в коридор слугу-негра... После долгих столкновений с пружинными дверями Чейс выкатывается на улицу, где сталкивается с молодой дамой. Незнакомка удаляется в автомашине, Чейс следует за нею, прицепившись к площадке трамвая... Забравшись в квартиру незнакомки, Чейс сначала пристает к служанке, потом к хозяйке. Он настолько пьян, что, поднимаясь по лестнице с папиросой в зубах, падает через перила на стоящую внизу оттоманку. При этом он не выпускает папиросы из зубов и продолжает дымить.

Похождения забравшегося в чужой дом пьяницы заканчиваются плачевно: вернувшийся хозяин дома сильно избивает Чейса и вышвыривает его на улицу...

В «Транжирах» Чейс и Фатти в совершенно невменяемом состоянии стаскивали с накрытого в ресторане стола скатерть и укладывались спать тут же на полу, засыпанном битой посудой, используя скатерть как простыню.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Наконец, в короткометражке «Застигнутый дождем» пьяница, которого играл Чаплин, познакомившись в парке с клептоманкой, неотвязно следовал за нею какой-то особой лунатической походкой, вызывающей гомерический хохот.

Свои эстрадные пантомимические номера из репертуара «Карно Пантомим Компани» Чаплин использовал в фильмах «Нокаут», «Любимый жилец», «Деловой день Мэйбл», «Реквизитор», «Его музыкальная карьера», «Нахальный джентльмен», «Между ливнями» и «Танго-путаница».

В «Нокауте» Чаплин изображал рефери на матче бокса, используя упругие канаты ринга для ряда комических трюков. Отскакивая от канатов, Чаплин казался в этом фильме резиновым. В фильме «Лучший жилец» Чаплин, изображавший квартиранта, влюбившегося в хозяйку, виртуозно играл со своей партнершей (Алиса Давенпорт) в теннис.

«Деловой день Мэйбл» был экранным вариантом пантомимы Карно «Похититель сосисок». Вся короткометражка состояла из детально разработанной пантомимической сцены на скачках между продавщицей сосисок (Мэйбл Норман) и проходимцем, который, ухаживая за ней и всячески отвлекая ее внимание, пожирает одну за другой все ее сосиски. В «Реквизиторе» воспроизведены отдельные фрагменты из пантомимы «Вечер в английском мюзик-холле». Чаплин в этом фарсе изображал простоватого реквизитора небольшого мюзик-холла, наивно разоблачившего эстрадного силача, поднимавшего фальшивые гири. Реквизитор опускал некстати тяжелую штангу занавеса на головы исполнителям, вторгался с пожарным шлангом в декорацию сентиментальной драмы. С жестокостью, столь свойственной английской клоунаде, реквизитор третировал своего подручного — горбатого старика, награждая несчастного подзатыльниками и пинками, взваливая ему на спину гигантских размеров сундуки и т. д. «Его музыкальная карьера» (в 1933 г. скопированная в студии Хэла Роуча Стеном Лаурелом и Оливером Гарди под названием «Перевозчики пианино») повествовала о том, как два «специалиста» по доставке на дом музыкальных инструментов (их играли Мак Суэйн и Чаплин), перепутав адреса, по ошибке втаскивали тяжелое пианино по крутой лестнице наверх. Злоключения рассеянных «специалистов» заканчивались падением пианино в озеро. Чаплин виртуозно играл переносчика пианино, который, втащив пианино на первый этаж, не может выпрямить одеревеневшую спину.

Путем простого сопоставления полностью совпадающих по сюжету фильмов «Его музыкальная карьера» и «Перевозчики пианино» можно вскрыть некоторые черты творческого метода Чаплина, характерные для его ранних фильмов, снятых в фирме «Кистоун». Стен Лаурель и Оливер Гарди изображают, по своему обыкновению, двух субъектов, каждое движение, каждое слово, каждый поступок которых свидетельствует об их непроходимой тупости, граничащей с кретинизмом. Особенно усердствует в этом отношении один из них (Лаурель), человек небольшого роста с лицом клинического идиота, растерянными, плохо координированными движениями, нарочито замедленно реагирующий на все происходящее.

Для Лауреля и Гарди переноска пианино — некий чисто физический процесс, в который они автоматически включаются, становясь при этом бестолковыми безответственными роботами. Пианино с грохотом скатывается с каменной лестницы — слышно, как лопаются струны... Лаурель и Гарди воспринимают это обстоятельство как механическое нарушение процесса переноски, как сигнал начать работу снова. Они то и дело колотят друг друга тяжелыми гаечными ключами по голове, причем головы издают характерный «пустой» звук. Когда пианино (вернее, груда обломков пианино) «доставлено» по назначению, Лаурель и Гарди удовлетворенно вздыхают, вытирая пот с лица.

Совсем в ином комедийном ключе была сделана картина Чаплина «Его музыкальная карьера».

Мак Суэйн, один из переносчиков пианино, обнаруживал свою титаническую силу, поднимая громадный ящик с музыкальным инструментом, чтобы взгромоздить его на спину маленького Чаплина. После этого Чаплин, согнувшись в три погибели, медленно и с трудом, изнемогая от непосильной тяжести, тащил пианино вверх и вниз по лестницам. Трудолюбивый хлопотун, этакий муравей в котелке и подтяжках, то и дело ронял свой груз, постепенно превращая его в обломки, при этом он страдал и от непосильного труда и от неудач, подстерегавших его на каждом шагу...

Комический персонаж переставал быть лишь автоматом для вызывания смеха, в нем проглядывал человек, правда очень смешной, неловкий, но тем не менее человек.

В этом было существенное отличие Чарли Чаплина от Честера Конклина, Бена Тюрпина, Мака Суэйна и других актеров «Кистоун». Об этом не упоминалось в кратких газетных рецензиях, этого не осознавали зрители, этого не мог понять Сеннетт, но мастерство Чаплина превозносилось критиками, публика откровенно предпочитала фильмы Чаплина другим фильмам «Кистоун», а Сеннетт приходил к убеждению, что договор с Чаплином необходимо продлить. Таким образом, за Чаплином уже летом 1914 г. была закреплена постоянная «маска».

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимы Первые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 27.09.2010, 18:16.