На главную



Rambler's Top100

Капитализм в кино.



Фильмы Гриффита и Инса.


Глава третья (1915-1917 годы)

Реалистические тенденции в американской кинематографии периода империалистической войны и первых лет так называемого послевоенного просперити по-разному преломлялись в творчестве отдельных мастеров Голливуда. Критическое отношение к действительности предопределило правдивый реалистический характер их искусства, мелкобуржуазная непоследовательность — половинчатые, мещанские, реформистские тенденции в их творчестве.

К тому же промышленный характер производства фильмов неизбежно ставил передовых режиссеров в условия прямой зависимости от «фабрикантов театральных и кинематографических экскрементов» (Синклер), от буржуазной публики, жадно требующей развлекательных лент, приятно щекочущих воображение, от рекламы и цензуры.

Работая по контракту с магнатами Голливуда, трудно было говорить правду о капиталистической действительности. Элементы компромисса и соглашательства, манера уклончивых недомолвок и туманных намеков были неизбежны в творчестве подавляющего большинства режиссеров Голливуда, пытавшихся критически отнестись к окружающему.

Капиталистическую действительность критиковали с разных точек зрения мелкобуржуазные идеологи деградирующего фермерства (фильмы Гриффита), трубадуры безвозвратно канувшей в Лету демократической эры свободных земель (фильмы Инса и его учеников), разочарованные скептики и нигилисты, ненавидящие и презирающие капитализм (фильмы Штрогейма), так называемые разгребатели грязи (фильм «Джунгли» по Эптону Синклеру) и, наконец, художники, медленно идущие путем преодоления реформистских иллюзий к подлинно реалистическому познанию и отражению противоречий капиталистического мира (фильмы Чаплина).

В течение ряда лет постановщикам этих фильмов пришлось выдерживать упорную борьбу с косностью дельцов-предпринимателей. В своем памфлете «Возвышение и падение свободы слова в Америке» Гриффит писал: «Кинематографисты должны рабски избегать правды из боязни наступить на ноги каким-либо политикам... Правду показывать нельзя, можно только давать подслащенную, одетую в тогу добродетели версию, чтобы удовлетворить общественных менторов так называемой «морали»... Кинофильмы не осмеливаются даже намекнуть на возможность неправильного поведения демократов или республиканцев, сторонников «мокрого» закона или чикагской полиции... Как может киноискусство передать великие уроки истории и раскрыть современную мораль, если его заставляет молчать мелочная и скудоумная цензура, отказывающаяся от изображения жизни во всей ее реальности...» .

Гриффит, творчество которого в 1914—1916 гг. Чаплин внимательно изучал, сторонился стопроцентного американского «оптимизма». В своих фильмах он постоянно касался существеннейших конфликтов капиталистической действительности и пытался, хотя далеко не всегда удачно и правильно, дать их реалистическое истолкование. Он говорил о моральном распаде общества и семьи, о ханжески-пуританской морали («Путь на восток», «Цветок любви»), о гибели фермерского хозяйства и бегстве разоренного сельского населения в производственные центры («Любовь в счастливой долине»), о социальном и национальном неравенстве и о судьбе бедняков-иммигрантов («Сломанные побеги»), о кровавых ужасах империалистической войны («Сердца мира») и о жестоких репрессиях капиталистов по отношению к бастующим рабочим, об извечном «зле мира», неистребимой кастовой, расовой и религиозной нетерпимости человека к человеку («Нетерпимость»).

Томас Гарпер Инс, фильмы которого, так же как и фильмы Гриффита, были изучены Чаплиным, специализировался в годы войны на постановке так называемых «вестернов» (фильмов об освоении земель далекого Запада). К современной ему действительности Инс относился критически. На его студии было создано немало фильмов, трактующих вопросы нравов и морали капиталистического общества. В них показывалась, например, горестная судьба итальянского гондольера, эмигрировавшего в США («Итальянец»), жизнь бездушного богача-скряги, доведшего своего сына до самоубийства («Дивиденды»), история миллионера, считающего, что за деньги можно купить все, начиная от одежды и кончая любовью и дружбой («Те, которые платят»), и др. С нескрываемой иронией показывал Инс ханжество проповедников новой морали («Основа морали», «Не сестра ты мне») и кастовые предрассудки нуворишей («Чистокровные»). Наиболее известным фильмом Инса был пацифистский боевик «Цивилизация».

Положительная программа, содержавшаяся в перечисленных фильмах Гриффита и Инса, строилась на идеалистической основе мелкобуржуазного реформизма и слащавого, слезливого гуманизма. Идеалом Гриффита было мирное содружество обрабатывающих землю простых честных тружеников; буколические картины патриархальной фермерской жизни, он тенденциозно противопоставлял «греховпым соблазнам» городской культуры.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Фильмы Инса, резко критиковавшие буржуазные нравы, ханжество и алчность, заканчивались, тем не менее, благонамеренно и благополучно: ханжи отказывались от ханжества, бездушные скряги осознавали свои ошибки и обретали к концу фильма душевную теплоту и отзывчивость, строптивые и жестокие родители принимали обратно в лоно семьи изгнанных ранее блудных сыновей и непокорных дочерей.

Однако далеко не все фильмы Гриффита и Инса были проникнуты прогрессивными идеями и критическим отношением к окружающему. Попытки критиковать капиталистическую действительность чередовались в творчестве Гриффита с созданием реакционно-националистических боевиков. В его фильме «Рождение нации» пропагандировались откровенно расистские идеи; роль «ангелов-спасителей» в финальном эпизоде фильма играли члены погромной организации Ку-Клукс-Клан.

Столь же непоследовательным в своей творческой деятельности оказался и Инс. Постановка «Цивилизации», пронизанной пацифистскими идеями, не помешал Инсу после вступления США в империалистическую войну активно включиться в милитаристскую пропаганду. После окончания войны Инс полностью отошел от своих критических позиций и занялся восхвалением американских дельцов, «американского образа жизни» и делового преуспевания.

И Гриффит, и Инс с первых дней своей работы в Голливуде стремились достичь хотя бы относительной творческой свободы, что им в конечном счете так и не удалось. «Половина моих вещей trash (макулатура),—признавался Гриффит Эйзенштейну.— Я делал их, чтобы иметь деньги на постановку, чтобы покрывать убытки любимых фильмов или иметь возможность ставить что-нибудь по душе. Первые приносили груды золота, вторые были сплошными убытками».

Что касается Инса, то он, добившись самостоятельности, став одним из крупнейших продюсеров Голливуда, использовал предоставленную ему свободу для внедрения в систему Голливуда созданного им принципа серийного выпуска кинофильмов стандартного содержания.

Противоречия творческого пути Гриффита и Инса характерны для атмосферы Голливуда, с которой пришлось непосредственно столкнуться Чаплину, покинувшему «Кистоун» в поисках творческой самостоятельности. Те затруднения и препятствия, которые приходилось преодолевать Гриффиту и Инсу, закономерно возникли и на пути Чаплина. Ему тоже пришлось переходить из студии в студию, от одних хозяев к другим, всякий раз выговаривая себе дополнительные льготы и возможности, стремясь в конечном счете к созданию собственной фирмы, собственного производства.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлое Инс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 01.10.2010, 14:57.