На главную



Rambler's Top100

Фильм "Зарабатывая на жизнь" и неудачный дебют Чаплина.



Описание кадров.


Комедийное зерно образа в фильме «Зарабатывая на жизнь» заключалось в откровенном противоречии между безукоризненным костюмом Чарли и его поведением. Однако в атмосфере кинематографической суматохи, погонь и драк Чаплин потерялся среди других мечущихся, гоняющихся, дерущихся персонажей.

Приводим первый фильм Чаплина в покадровой записи, сделанной по экземпляру фильма, сохранившемуся в Госфильмофонде.


1. Ha аллее голливудского бульвара, обсаженной тропическими растениями, стоит в раздумье, опершись на тросточку, Джонни — субъект без определенных занятий, в цилиндре, сером длиннополом сюртуке и длинными злодейскими усами.

2. Вдали на аллее показывается репортер ежедневной газеты «Hollywood News ». Джонни решает действовать: рассчитав время, он начинает пристально рассматривать гравий у своих ног. Репортер заинтересовывается глубокомысленным видом Джонни и замедляет шаги. Джонни продолжает смотреть в землю; окончательно заинтересованный, репортер останавливается и несколько раз шаркает ногой по гравию, чтобы убедиться, что там ничего нет. Когда репортер хочет уйти, Джонни обращается к нему:

Одну минутку!

З. Джонни указывает репортеру тросточкой в сторону. Репортер отворачивается на мгновенье. Джонни вытаскивает у него из жилетного кармана часы и начинает их рассматривать в монокль с профессиональными ухватками ростовщика-закладчика. Репортер, заметив проделку Джонни, отнимает у него часы. Джонни снова обращается к нему:

Человек с моими способностями...

4. Репортер, по-видимому, не совсем понимает, что от него хочет усатый незнакомец. Джонни быстро переходит от общих рассуждений к конкретным предложениям: выразительным жестом намекает репортеру, что он голоден, страшно голоден и поэтому... Репортер, не дослушав, начинает шарить по карманам.

5. Джонни профессиональным глазом попрошайки следит за малейшим жестом репортера. Репортер, вынув из кармана мелкую монетку, протягивает ее Джонни. Джонни разыгрывает благородное негодование и отталкивает репортера. «Как! Мне милостыню!?»— написано на его лице. Впрочем, когда репортер хочет спрятать монетку в карман, Джонни тигром кидается на него, жадно выхватывает монетку и прячет ее. Репортер уходит. Джонни, «заработавший» пять центов, самодовольно смотрит ему вслед.

7. Репортер на ходу вытаскивает у себя из кармана более крупную монету, опасливо оглядывается на попрошайку и спешит в расположенный неподалеку цветочный магазин.

8. Джонни смотрит ему вслед, потом лихо подбрасывает тросточку, ловит ее на ходу и отправляется...

9. ...к Вирджинии и ее матери, стоящим у подножия мраморной лестницы своего дома. Джонни, у которого относительно Вирджинии явно матримониальные планы, резко меняет манеру поведения. Это уже не голодный попрошайка, а джентльмен. Дамы ведут с Джонни оживленную беседу.

10. Лакей в белых перчатках отзывает мать Вирджинии в сторону.

11. Джонни продолжает беседовать с Вирджинией.

12. Мать отсылает лакея, давши ему распоряжения.

13. Джонни объясняется Вирджинии в любви. Вирджиния с нескрываемым удовольствием соглашается стать его женой. Джонни покрывает ее руку поцелуями. Потом идет...

14. ...к матери Вирджинии и просит у нее согласия на брак с ее дочерью. Мать тоже согласна и кидается Джонни на шею... Джонни обнажает голову, и будущая теща несколько рав целует его в темя.

15. Вирджиния с улыбкой наблюдает за этой сценой. Неожиданно появляется с букетом цветов в руках поклонник Вирджинии — репортер «Hollywood News», тот самый, у которого Джонни только что выпросил пять центов. Репортер пылко объясняется Вирджинии в любви, но Вирджиния крайне холодна с ним.

16. Джонни об руку с матерью Вирджинии, продолжая обсуждать предстоящую свадьбу, подходят к Вирджинии и репортеру. Мать Вирджинии знакомит мужчин. Джонни предусмотрительно отворачивается, но репортер немедленно узнает в женихе Вирджинии попрошайку и авантюриста. Джонни пытается сбежать, но все трое вцепляются в него. Джонни выскакивает из кадра, волоча за собой Вирджинию и ее мать.

17. Оттащив женщин от репортера, Джонни пытается объясниться.

18. Репортер, засучив рукава, спешит...

19. ...к дамам и Джонни, который, видя приближение своего разоблачителя, пытается снова улизнуть, но репортер успевает вцепиться в ворот Джонни.

20. Начинается драка. Репортер дает Джонни пощечину. Джонни падает, эффектно прикрываясь ногами.

21. Вирджиния и ее мать, шокированные происшедшим, бегут к дому.

22. Джонни и репортер, держась за концы тросточки и ритмически подпрыгивая, бьют друг друга; репортер — рукой, а Джонни — цилиндром. Репортер, выждав удобный момент, выпускает свой конец тросточки. Джонни падает навзничь, но тотчас же поднимается. Репортер, схватив большую метлу, сшибает Джонни с ног. Джонни еще раз прикрывается ногами.

23. Вирджиния и ее мать с волнением наблюдают за происходящим.

24. Джоннн вскакивает и кидается на репортера. Репортер, защищаясь, швыряет метлу в Джонни. Джонни молниеносно наклоняется, метла со свистом пролетает над ним и...

25. ...попадает в физиономию матери Вирджинии. Старуха падает. Вирджиния бросается к ней на помощь.

26. Репортер и Джонни, растерянные, смотрят сначала на упавшую старуху, потом друг на друга. Джонни угрожающе приседает, подпрыгивает и, кинувшись на репортера, садится ему на грудь верхом. Из дверей дома выбегает лакей. Репортер вертится волчком, стараясь освободиться от Джонни. Лакей пытается ввязаться в драку, но Джонни ударом ноги сбивает его с ног. Репортеру удается подмять под себя Джонни. Лакей спешит на помощь к Джонни.

27. Вирджиния и ее мать...

28. ...подбегают к дерущимся. Репортер душит лежащего на земле Джонни. Мать Вирджинии свирепо указывает лакею на репортера. Лакей хватает репортера за ворот, приподнимает его вместе со вцепившимся ему в волосы Джонни и выбрасывает обоих из кадра.

29. Репортер снова пробует броситься на Джонни, но лакей успевает схватить репортера и выбрасывает его...

30. ...на дорожку.

31. Мать Вирджинии поправляет на Джонни оборванный в драке воротничок. Вирджиния собирает разбросанные на дорожке цилиндр, манжеты и тросточку Джонни. Джонни принимает все это как должное, потом, взявши дам под руки, идет с ними к дому.

32. Репортер издали следит за Джонни. На лице у него злобная зависть: Вирджиния потеряна для него навсегда.

33. Джонни прощается с Вирджинией и ее матерью. Старуха отдает лакею распоряжение: не принимать в дальнейшем репортера.

34. Контора редакции «HoIlywood News». Бородатый, плешивый редактор просматривает гранки очередного номера своей газеты. Тут же копошатся двое клерков. Появляется незадачливый поклонник Вирджинии — репортер. Он закладывает руки в карманы и вообще пытается держать себя независимо. Редактор радушно приветствует репортера и осведомляется насчет заметок. Репортер смущенно чешет затылок и смотрит в сторону — на этот раз он пришел ни с чем.

35. Возле дома Вирджинии Джонни прощается с нею и ее матерью и уходит. Дамы смотрят ему вслед. Джонни, уходя, грациозно приветствует их.

36. Отойдя в сторону, Джошш простанавливается и довольно хихикает, прикрывая рот ладонью.

37. Вирджиния с матерью уходят в дом.

38. Контора редакции. Бородатый редактор беседует с одним из клерков и репортером. Репортер, получив указания редактора, уходит.

39. Типография. К наборной машине подходит репортер и начинает диктовать свою заметку.

40. Джонни фланирующей походкой идет по тротуару.

41. Репортер продолжает диктовать.

42. Джонни останавливается у входа в редакцию «Hollywood News» и внимательно читает висящее возле дверей объявление: «Нужен репортер. Спросить редактора». У Джонни быстро созревает решение сделаться репортером: после минутного раздумья он застегивает свой сюртук на все пуговицы, поправляет шнурок у ботинка и, щелкнув по носу подвернувшегося мальчишку-газетчика, входит в двери редакции.

43. Контора редакции. У стола стоит репортер, только что закончивший диктовать заметку. Входит Джонни. На него никто не обращает внимания. Джонни развязно подходит к редактору, бесцеремонно похлопывает его по плечу и тут же предлагает свои услуги в качестве репортера. В этот момент его замечает и узнает репортер. Джонни испуганно открывает рот, но испуг немедленно переходит в озлобление. Редактор, ничего не понимая, смотрит поочередно то на Джонни, тона репортера. Репортер быстро наклоняется к уху редактора и скороговоркой сообщает ему, что Джонни — жулик. Джонни подслушивает слова репортера, поворачивает рукой голову редактора, словно это не голова, а глобус, и продолжает прерванный разговор. Повидимому, доводы Джонни убедительнее, редактор просит репортера уйти. Джонни предупредительно указывает сопернику на дверь. Редактор начинает разговаривать с Джонни об условиях работы.

44. К наборной машине подходит репортер, он смотрит в помещение редакции и видит, как...

45. ...Джонни, разговаривая с редактором, садится нечаянно на свой цилиндр.

46. Репортер, стоя у наборной машины, хохочет над неловкостью Джонни.

47. Редактор дает Джонни инструкции относительно репортерской работы. Джонни быстро входит в роль и делает несколько энергичных жестов. К столу редактора снова подходит репортер. Джонни угрожающе приподнимается. Репортер, скрестив руки, иронически смотрит на Джонни. Джонни замахивается тросточкой, в этот момент у него отрывается манжета: Джонни молниеносно поднимает ее и водворяет наместо. Репортер указывает Джонни на двери. Прежде чем уйти, Джонни угрожающе сбрасывает пиджак с одного плеча, как бы готовясь вступить с репортером в драку. При этом выясняется, что у Джонни под сюртуком нет белья: манишка и манжеты одеты на голое тело...

48. Другое редакционное помещение. Проходя через него, Джонни оборачивается и грозит кулаком репортеру.

49. Кабинет редактора. Репортер убеждает редактора, что авантюрист Джонни никогда не станет хорошим репортером...

50. По загородному шоссе мчится автомобиль.

51. По той же дороге навстречу автомобилю идет репортер с фотокамерой под мышкой;.

52. Автомобиль приближается на полном ходу к обрыву.

53. Репортер, предчувствуя катастрофу, приводит свою фотокамеру в боевую готовность.

54. Автомобиль скатывается с обрыва...

55. Репортер с лихорадочной поспешностью делает несколько снимков и выбегает из кадра.

56. Опрокинутый автомобиль. Подбегает репортер. Обнаруживает придавленного автомобилем джентльмена в цилиндре. Оставив в стороне фотоаппарат, репортер бросается к пострадавшему. Можно подумать, что он хочет помочь ему. Вспыхивает бензин в баке опрокинутого автомобиля. Кадр наполняется дымом.

57. К месту происшествия бежит, подпрыгивая словно резиновый, маленький усатый полисмен.

58. Репортер, наклонившись к придавленному автомобилем джентльмену, профессиональными жестами фотографа-портретиста поправляет ему воротничок и головной убор, после чего...

59. ...фотографирует его несколько раз.

60. На дороге появляется группа любопытных во главе с полисменом. Все бегут...

61. ...к месту катастрофы. Полисмен пытается отогнать любопытных от трупа.

62. По дороге идет Джонни. Увидев толпу, он вставляет в глаз монокль, присматривается.

63. Толпа у автомобиля.

64. Джонни (крупно ).

65. Толпа, руководимая полисменом, поднимает автомобиль. В кадр вбегает Джонни. Сначала он суетится, прыгает, словно пытается принять участие в происходящем. Наконец он замечает оставленный репортером в стороне фотоаппарат, хватает его и...

66. ...пускается наутек.

67. У автомобиля. Репортер замечает исчезновение фотоаппарата.

68. Джонни, крепко прижимая к груди украденный аппарат, бежит что есть сил...

69. Репортер бросается вдогонку...

70. ...бежит по дороге.

71. Двухэтажный домик на окраине города. Деревянная лестница на веранду. По тротуару вдоль фасада прогуливается полисмен. Внезапно появляется бегущий с фотоаппаратом Джонни и с разбегу налетает на полисмена. Рассерженный полисмен хватает Джонни за грудь. Джонни вырывается, бежит к лестнице, второпях налетает на столб, стремглав мчится вверх по лестнице, но оступается и слетает на несколько ступенек вниз. Полисмен, пожав плечами, уходит.

72. Узкая галерея с деревянными перилами, опоясывающая второй этаж того же домика. Какая-то женщина стирает белье. На полу стоит жестяное корыто с водой. На галерею взбирается перепуганный столкновением с полисменом Джонни. Он панически мечется по галерее взад и вперед; заметив, что она заканчивается тупиком и путь к бегству отрезан, он окончательно теряет голову, наталкивается на корыто, разливает воду. Женщина, приняв Джонни за сумасшедшего, поднимает крик. Появляется репортер, преследовавший Джонни по пятам. Завязывается драка. Репортер толкает Джонни в корыто с водой и пытается отнять у него свой фотоаппарат. Аппарат падает на пол. Женщина в испуге открывает дверь и убегает с галереи...

73. ...к себе к комнату. Мечется по комнате, не зная, куда спрятаться, наконец бросается к двуспальной кровати и лезет под одеяло.

74. Джонни изо всех сил хватает репортера за нос и вместе с ним влетает вслед за женщиной...

75... в ту же комнату. Драка продолжается. Женщина, высунувшись из-под одеяла, следит за ней с ужасом... Джонни и репортер схватывают друг друга за носы и пытаются их оторвать. Потом Джонни кидается на репортера.

76. К лестнице домика подбегает муж женщины, спрятавшейся под одеяло.

77. Джонни толкает репортера в кровать, прикрывает его одеялом, поднимает с полу оброненный в драке цилиндр, бежит к дверям. Под одеялом начинается невероятная возня.

78. Муж, поднимаясь по лестнице, слышит наверху крики и шум, вытаскивает из-за пояса нож и мчится наверх.

79. Джонни выскакивает на галерею, приветствует оставшихся в комнате поднятием цилиндра и, прикрыв дверь снаружи,...

80. ...опрометью летит с лестницы вниз, сбивая с ног поднимающегося навстречу ему мужа. Внизу у лестницы начинается драка Джонни с мужем.

81. Репортер, выкарабкавшись, наконец, из-под одеяла, в ужасе хватается за волосы. Женщина ломает себе руки, предвидя, что сейчас появится муж. Репортер пытается убежать, но дверь заперта снаружи.

82. Джонни продолжает драться с ревнивым мужем. На дерущихся набрасывается полисмен. Ударом в живот Джонни валит полисмена на тротуар и толкает мужа на полисмена. Муж падает. Джонни скрывается.

83. Улица. Бежит Джонни, спеша в редакцию.

84. Другая улица. Бежит Джонни...

85. Репортер в кровати пытается освободиться от вцепившейся в него женщины. Вбегает муж с ножом и устремляется к репортеру.

86. Улица. На аппарат бежит Джонни.

87. Женщина подбегает к окну, кричит, зовет на помощь. Репортер и муж колотят друг друга.

88. Джоннн подбегает к зданию «Hollywood News», зацепляет плечом объявление: «Нужен репортер... » Объявление падает на тротуар. Джонни скрывается в дверях редакции.

89. Женщина у окна зовет на помощь. Через окно видны бегущие к дому люди.

90. Репортер вырывается от мужа.

91. На галерею домика вбегают полисмены. Вылетающий из дверей репортер сбивает их с ног.

92. Кабинет редактора «Hollywood News». Вбегает растрепанный, но торжествующий Джонни с фотоаппаратом.

93. С лестницы домика скатывается репортер и налетает на дежурящего внизу полисмена.

94. По галерее мечутся полисмены, не зная, куда девался репортер. Женщина, окончательно обезумевшая от всего, что с ней произошло, хватает корыто с водой и...

95. ...обливает стоящих внизу репортера и полисмена. Репортер, воспользовавшись суматохой, убегает. Полисмен устремляется по лестнице на второй этаж.

96. Джонни оживленно жестикулируя, рассказывает редактору о своих успехах, передает ему аппарат и от избытка чувств целует редактора в лысину.

97. У наборной машины.Джонни диктует свою заметку об автомобильной катастрофе.

98. По улице, расталкивая прохожих, мчится репортер.

99. У наборной машины. Джонни, жестикулируя, рассказывает окружающим его клеркам о своих похождениях.

100. Кабинет редактора. Дежурный клерк показывает редактору номер газеты с заметкой Джонни.

101. Улица. Из дверей типографии вышвыривают тюки газет, которые Джонни ловит налету и грузит на маленькие вагонетки-мотоциклы. Мотоциклы, груженные газетами, мчатся во все стороны.

102. Кабинет редактора «Hollywood News». Вбегает взбешенный репортер. Он ищет Джонни.

103. Улица. Джонни раздает газетчикам тюки с газетами.

104. Редактор показывает репортеру газету с заметкой Джонни.

105. Джонни приступает к розничной продаже газет.

106. Репортер выбегает на улицу, вырывает газету у прохожего и, убедившись, что Джонни украл его материал, бежит на розыски вора.

107. Улица. Репортер гонится за Джонни. Догоняет. Начинается драка. Джонни вырывается и убегает. Репортер падает.

108. Улица. Идет трамвай. На трамвайных рельсах дерутся Джонни и репортер. Со всех сторон к ним сбегаются полисмены и прохожие.

Внимательный анализ сохранившейся копии фильма «Зарабатывая на жизнь» позволяет на конкретных примерах и деталях увидеть особенности творческого метода Мак Сеннетта. Фильм снимался в течение трех дней на территории Голливуда. Оператора (фильм снимал Валейо), как и многих операторов Эдендейла, не останавливало отсутствие солнца; кадры, снятые на ярком солнце с сочными тенями и яркими солнечными бликами (встреча Джонни с репортером, появление Джонни у дверей редакции ), чередуются в фильме с кадрами, снятыми «без солнца», менее сочными, лишенными теней (сцены встречи Джонни с репортером в присутствии невесты).

Создатели фильма не обращали никакого внимания на голливудских обывателей, смотревших на происходящее из окон, назойливо влезавших в поле зрения аппарата. Чаплин и Лерман импровизировали, в буквальном смысле этого слова, на глазах у публики, причем в отдельных кадрах на стенах и на фигурах исполнителей видны тени любопытных, стоящих вне кадра рядом со съемочной камерой...

«Подсветка» при съемке не применялась, отсюда — повышенная контрастность изображения в эпизодах, снятых на солнце, и, наоборот, серые, блеклые тона кадров, снятых в примитивных павильонах при рассеянном свете (сцены в редакции).  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Бросается в глаза убогий реквизит почти во всех кадрах, снятых на натуре: объявление редакции газеты о том, что требуется репортер, наскоро прислоненное к фонарному столбу на переднем плане, наивный деревянный бочонок с нелепым искусственным цветком, поставленный на тротуар возле «шикарной» виллы, принадлежащей невесте; совершенно одинаковые (те же самые, по всей вероятности) стулья в помещении редакции и в комнате, где происходит финальная фарсовая потасовка в постели, абсолютно тождественная «дверь слева» в обеих декорациях, второстепенные персонажи (безымянный клерк в редакции) без грима, в костюмах с чужого плеча, обязательные олеографии на стенах декораций (по три в каждой).

Примерно те же «родимые пятна» импровизационного метода Сеннетта видны и в других фильмах студии «Кистоун», снятых в 1913—1914 гг. и сохранившихся в Госфильмофонде: «Королева быстроты» (с Мэйбл Норман, Фордом Стерлингом и Фатти Арбоклем), «Подарок Мэйбл от Фатти» (с Мэйбл Норман, Фордом Стерлингом, Алисой Давенпорт и Фатти Арбоклем) и др. Тот же примитивный реквизит (или его отсутствие), то же чередование кадров, снятых при ярком солнечном освещении, с кадрами, снятыми при рассеянном свете, тот же убогий стандарт построения кадра с обязательным «вынесением» на передний план исполнителя или какой-нибудь (все равно какой) детали.

Большое сходство фильма «Зарабатывая на жизнь» с другими фильмами Сеннетта позволяет нам признать этот фильм типичным для рядовой продукции студии Эдендейла.

Актерский ансамбль первого фильма с участием Чаплина был также типичен для ранних комедий Сеннетта. Из этого ансамбля своей манерой игры, своим поведением, даже внешностью выделялся только Чаплин в роли Джонни.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Пресса («Моушн Пикчер Уорд») встретила фильм прохладно, хотя рецензенты отмечали несомненный талант Чаплина. Сеннетт был озадачен: нанятый им маленький комик из пантомимы Карно явно не оправдал его надежд. Недовольству сопутствовало некоторое недоумение: причины неудачи были непонятны Сеннетту.

Руководители «Кистоун» — Кессель и Баумен, просмотрев фильм «Зарабатывая на жизнь», пришли в бешенство. «Баумен,— рассказывает Фаулер,— прибыл в Калифорнию в настроении, не предвещавшем ничего хорошего для нового протеже Сеннетта. Предполагаемое расторжение договора со Стерлингом и неудачная картина Чаплина сильно беспокоили владельцев студии.

Послушай, Мак,— сказал Баумен,— ты делаешь большое дело, но на этот раз ты влип. Этот парень (как его там зовут?) — полная никчемность. Он даже не смешон. А контракт, заключенный с ним,— тем более не смешон. Мы ведь подцепили его на год с оплатой в 125 долларов в неделю... Мы не можем повторять подобных ошибок...»

Чаплин сознавал, что его дебют нельзя было назвать до конца удачным. Однако, в отличие от Сеннетта, он прекрасно понимал причины своего провала: неудачный грим, неудачный костюм, стремление подражать чуждой ему манере игры артистов «Кистоуна». Очевидно, в следующем фильме от всего этого следует отказаться.

Следующего фильма пришлось ждать недолго. Буквально через два дня после премьеры фарса «Зарабатывая на жизнь» группа Лермана была направлена Сеннеттом в Санта-Моника для съемок очередной комической импровизации.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с Кистоун Неудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 27.09.2010, 17:54.