На главную



Rambler's Top100

Народные мимы Гаспар Дебюро и Гримальди. Их продолжатели Денни Лейно и Литтл Тич.



Непревзойденные мимы XX века.


Прямыми предшественниками английской пантомимы начала XX в. были народные мимы Гаспар Дебюро и Гримальди. Сохранилось немало гравюр, изображающих Гримальди и Дебюро. И хотя на первый взгляд между ними нет ничего похожего, общим для их творческого метода были черты реализма.

Г. М. Козинцев писал о Гримальди, что он "соединил сказку и фарс". Он играл реалистический персонаж в сказочной обстановке. Никакие волшебные палочки и магические слова не помогали ему. Из всех сложных ситуаций, в которые он попадал, он выпутывался с помощью собственного ума. А ум диктовал ему чисто практические выходы из ситуации, которая могла быть разрешима только волшебным путем. Он играл единственный персонаж в сказке, обладающий здравым смыслом. Этот практический человек в волшебном мире был смешон соединением проделываемых клоунских трюков с совершенно серьезным и естественным к ним отношением. Прочитав сценарии пантомимы Гримальди, просмотрев гравюры, его изображающие, трудно говорить о реализме этого странного персонажа с красными клоунскими треугольниками на щеках, надевающего иногда на ноги вместо ботинок ведра со шпорами, мчащегося в детской коляске, запряженной собаками и петухами, и тем не менее современник писал о нем: «Обкрадывал ли он пирожника, открывал ли устрицу, притворялся вежливым, ехал на гигантской картонной лошади, подражал трубочисту, хватался за докрасна раскаленную кочергу, пожирал пудинг, очищал карманы, колотил ночного сторожа, чихал, нюхал табак, мыл и нянчил ребенка,— он был всегда непомерно естественен».

Совсем другим, по крайней мере по внешности, был актер парижского театра Фюнамбюль на бульваре Темпль — Гаспар Дебюро. Жюль Жанен в своей книге «История театра четырех су» писал о Дебюро: «Каков Дебюро, я не сумею ответить. Факт тот, что он совершил революцию в своем искусстве. Он действительно создал новую разновидность паяца в то время, как полагали, что все разновидности уже исчерпаны. Шумливость он заменил хладнокровием, энтузиазм — благоразумием; это более не горланящий паяц, бросающийся во все стороны без цели и смысла; это взявший себя в руки стоик, машинально отдающийся всем впечатлениям момента, бесстрастный актер, безгласный и почти безличный; умеющий сказать все, смеющийся на уровне всех глупостей своей эпохи и придавший им действительную жизнь, неподражаемый гений, движущийся, гуляющий, открывающий рот, закрывающий глаза, смеющийся, трогательный, прелестный...».

Жюль Жанен правильно подчеркнул основное в творчестве Дебюро — народность, связь с простыми людьми, демократичность: «Это человек, который много мыслил, изучал, надеялся, страдал. Это актер из народа, друг народа, болтун, гурман, бездельник, лежебока, революционер, как и полагается народу. В хладнокровии и немом сарказме, которым он так богат, Дебюро нашел новый источник творчества».

Набеленное мукой печальное лицо Дебюро, его белый просторный балахон были внешними опознавательными знаками для созданного им персонажа — Жилля.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Подлинно народный и при этом типично французский юмор сочетался у Дебюро с громадным талантом, благодаря чему его «низкое» искусство клоуна, обычно презираемое парижской аристократией, получало всеобщее признание. Жюль Жанен и Теофиль Готье, Шарль Нодье и Теодор де Банвиль восторженно отзывались о мастерстве Дебюро.

«Жилль — это не тот или иной человек, носящий определенное имя, с определенным социальным положением. Жилль — это народ. Жилль попеременно то весел, то грустен, то болен, то здоров; он колотит, его поколачивают; он музыкант, поэт, простофиля, но всегда народ. Он знает, над чем народ смеется, что его забавляет, что сердит; он досконально знает, чем народ восхищается, что тот любит, что собственно собой представляет».

После Гримальди и Дебюро развитие пантомимы шло сложными, противоречивыми путями. Искусство площадей и бульваров стало искусством мюзик-холльной эстрады и приобрело не свойственный народному зрелищу промышленный характер. Однако это искусство не утратило полностью связи с народом. Традиции Гримальди и Дебюро нашли своих продолжателей в лице знаменитых мимов конца XIX — начала XX в.: Грока, братьев Фрателлини, Фарины, Денни Лейно и Литтл Тича.

Лейно, пользовавшийся необыкновенной популярностью у населения лондонских окраин, был общепризнанным мастером пантомимы.

Вот как описывает Роберт Пайн Денни Лейно: «Нацепив тонкие усики и взяв в руки грязную салфетку, Ден Лейно изображал на абсолютно пустой сцене официанта. Не было ни столов, ни посетителей, ни зеркал, ни канделябров, но тем не менее сцена превращалась для зрителей в обширный ресторан, где Ден Лейно метался между столиками...

Сухим охрипшим голосом он бранился с клиентами, и мы видели, как морщились посетители ресторана, выслушивая его замечания».

Арчибалд Хеддон в «Истории мюзик-холла» отмечает, что, исполняя эстрадные песенки, Ден Лейно надевал обычно потертую черную визитку с чужого плеча и «чаплинские» постоянно спадающие штаны. Мешковатые, чересчур широкие и чересчур длинные штаны Хеддон считает традиционным атрибутом мюзик-холла, своеобразной «торговой маркой» Денвилля, Литтл Тича, Беннетта и множества других.

Ден Лейно питал особое пристрастие к исполнению в пантомимах женских ролей. В «Синей бороде» он изображал сестру Анну, в «Спящей красавице» — королеву, в «Аладине» — вдову Твенки, в пантомиме «Детишки в лесу» — баронессу; к числу его наиболее удачных ролей Хеддон относит роль матери Гусыни.

«Король Дрюри-Лейн» (так называли Лейно, поскольку он обычно выступал в театре «Дрюри-Лейн» ) обладал редкими способностями имитации, пародирования и трансформации. Однако Лейно никогда не прибегал к чрезмерным преувеличениям, материал для творчества он заимствовал непосредственно из жизни.

Своего знаменитого «кондуктора», по его собственным словам, Лейно скопировал с кондуктора лондонской станции Брикстон-Род, суетливого и забавного бездельника, заполнявшего свой служебный досуг бестолковой беготней .

Ден Лейно удивительно метко, не впадая ни в гротеск, ни в карикатуру, изображал простых, обычных людей: мальчишку из мясной лавки, поденщицу и др. Реквизит, которым он при этом пользовался, был сведен до минимума; передник в белую и голубую полоску для мальчишки, плоская шляпка для поденщицы. Для своих героев Лейно тщательно подбирал воображаемый бытовой фон: ден Лейно бар, перекресток двух улиц, крыльцо дома.

В его импровизациях изображаемый им персонаж был единственным здравомыслящим человеком в необъятном иррациональном мире. Реалистический рисунок образов, создаваемых Деном Лейно, сочетался в его творчестве с эксцентрическими трюками.

Иным был мастер пантомимы театра «Дрюри-Лейн» Гарри Рельф, завоевавший признание миллионной аудитории под псевдонимом Литтл Тич.

Крошечного роста человечек в огромном цилиндре и потрепанной фрачной паре. Красный, как свекла, нос, панталоны, спадающие при любом неосторожном движении, и гигантских размеров ботинки, с которыми (вернее, вопреки которым) Литтл Тич проделывал сложнейшие акробатические номера. В этих ботинках он легко и изящно отплясывал джигу и чечетку, становился на пуанты (при этом Литтл Тич казался стоящим на ходулях). В его репертуаре были эстрадные песенки и акробатические антре. В пантомиме «Робинзон Крузо» Литтл Тич изображал дикаря Пятницу.

И Денни Лейно и Литтл Тич в первые годы XX в. считались непревзойденными мастерами пантомимы, образцами для подражания. Актеры ансамбля Фреда Карно многому научились у этих мастеров. Не избежал их влияния и Чаплин.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетче Народные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 26.09.2010, 14:48.