На главную



Rambler's Top100

Георгий Александрович Авенариус: работы, книги, творчество.



Творчество Авенариуса связанное с историей кино и кинематографом


Автор предлагаемой вниманию читателя книги — Георгий Александрович Авенариус (1903—1958 ) — принадлежит к старшему поколению, к зачинателям и организаторам советского киноведения, советской истории киноискусства.

Г. А. Авенариус с юных лет был связан с кинематографией, на практике освоил многие кинематографические профессии, много лет посвятил преподаванию различных кинематографических дисциплин. Выходец из русской интеллигентской среды, он все свои обширные знания, творческие способности и организационные навыки безраздельно отдал любимому искусству — кинематографии.

В 1926 году Г. А. Авенариус закончил Одесскую актерскую студию Общества друзей советского кино и начал сниматься в небольших ролях в картинах Всеукраинского кино-фотоуправления. Высокий, угловатый юноша с застенчивой улыбкой изображал и римского центуриона в «Спартаке» (1926), и лихого запорожца в «Тарасе Трясило» (1926), и американского безработного в «Джимми Хиггннсе» (1927). Искусство перевоплощения под руководством старых, опытных, но довольно небрежных режиссеров профессионалов И. Перестиани, П. Чардынина не очень увлекало молодого актера, гораздо привлекательней казалась кинематографическая техника: стрекочущий аппарат, слепящие прожектора, таинственный свет лабораторий. Снимаясь для денег, Авенариус учился на операторском факультете Одесского кинотехникума, который и окончил в 1930 году. Преподаватели факультета поощряли практические работы студентов, и Авенариус проработал ассистентом кинооператора но многим картинам, в том числе по «Звенигоре» А. Довженко. Исключительной памятью, богатой эрудицией и огромной работоспособностью молодой оператор заинтересовал профессора Балла, который и привлек его к педагогической работе во вновь организованном Киевском киноинституте.

Как в каждом молодом деле, отсутствие порядка восполнялось там инициативой и энтузиазмом. От преподавания сенситометрии, цветоведения, общей техники Авенариус легко переходит к руководству актерской студией и режиссерскими курсами.

Но постепенно выявляются и его основные интересы. Систематически собираемые материалы по теории и истории кино выливаются в курс истории и теории советского и зарубежного кино, который Авенариус с большим успехом читает на пяти факультетах Киевского киноинститута в 1932—1936 годах. Одновременно в печати появляются и первые теоретические работы: «К методологии определения киножанров» (журнал «Пролетарское кино», № № 10 и 11, 1931 г.), «Монтажные теории Эйзенштейна», «Экспрессионизм в советском кино» (обе на украинском языке в журнале «Кино», 1932—1933 гг.) и другие.

Первые работы по истории кино были опубликованы Г. А. Авенариусом на украинском языке в журнале «Радяньске кино» в 1935—1936 годах. Одни из них носили обзорный характер («Сорок лет кинематографа», «К истории развития украинской комедии»), другие — монографический («Проблема художественного образа в фильмах А. П. Довженко», «Рене Клер»). Тогда же появилась и первая работа Авенариуса о Чаплине («Творческий путь Чарли Чаплина» — «Радяньске кино», № 8, 1936, стр. 17—24 ).

Работы молодого искусствоведа привлекли внимание кинематографической общественности. Декан сценарного факультета Всесоюзного института кинематографии в Москве проф. В. К. Туркин, заведующий кафедрой режиссуры проф. С. М. Эйзенштейн и заведующий кафедрой истории кино проф. Н. М. Иезуитов приглашают Авенариуса в Москву, во ВГИК, где в 1936—1941 годах он создает свой фундаментальный курс истории зарубежного кино и пишет ряд искусствоведческих исследований.

Именно в эти годы, следующие за всенародным успехом фильма «Чапаев» (1934), за широко отмеченным всей страной пятнадцатилетним юбилеем советского кино (1935), в годы, ознаменованные появлением таких фильмов, как «Трилогия о Максиме» (1934—1938), фильмы о Ленине (1937—1939), о Щорсе (1939), о Петре I (1937—1938), об Александре Невском (1938), о Богдане Хмельницком (1941), а также многочисленных картин о советских патриотах — строителях социализма, — в годы победы метода социалистического реализма—добивается своих первых успехов и молодое советское киноведение. Крупнейшие советские художники и теоретики, группируясь в основном во Всесоюзном институте кинематографии (ВГИК), создают основы теории и истории кино.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

С. М. Эйзенштейн стенографирует свой блистательный курс кинорежиссуры, отдельные положения которого находят воплощение в статьях «Монтаж 1938», «Вертикальный монтаж», «О строении вещей». В. К. Туркин выпускает книгу «Драматургия кино», сложившуюся из его многократно прочитанных курсов. А. Д. Головня разрабатывает курс операторского искусства, позднее изложенный в книге «Свет в искусстве оператора». Н. М. Иезуитов работает над «Историей советского киноискусства», Е. М. Голдовский — над курсом кинотехники, Л. В. Кулешов выпускает свои «Основы кинорежиссуры» — первое популярное руководство по основным специфическим средствам киноискусства.

Бесспорно, во всех этих книгах, курсах, рукописях, статьях было немало промахов, ошибок, недостатков. Эти огрехи не скрылись от современной критики, подробно и сурово обсуждавшей все работы. Еще заметнее они сейчас. Но именно сейчас, через 20 лет после «периода бури и натиска» советского киноведения, когда советское киноискусство обогатилось новым творческим опытом, — стали особенно хорошо заметны достоинства, новаторский характер, смелость, идейность, содержательность большинства названных трудов. Борясь за идейное, народное, правдивое киноискусство, его первые советские теоретики и историки, руководствуясь марксистско-ленинским методом, опираясь на опыт литературы и смежных искусств, бесстрашно проникали в неизведанные закономерности нового, массового, синтетического искусства кино, осваивали его уже всенародно признанные достижения.

Г. А. Авенариус был младшим современником и, во многом, учеником этих пионеров киноведения. Активно, увлеченно работая под их руководством, он, в свою очередь, воспитывал собственных учеников, заботился о новых поколениях киноведов. И сейчас каждый советский киновед, кинокритик, подавляющее большинство творческих работников и многие квалифицированные зрители, любители киноискусства помнят, как много дали им лекции, книги и статьи Авенариуса.

В 1937—1941 годах были опубликованы следующие работы Авенариуса, являющиеся частями читанного им во ВГИКе курса: «Очерки по истории зарубежного кино. Гриффит. Чаплин. Инс и его школа. Штрогейм» (журн. «Искусство кино», №№ 5, 6,1939), «Социальный фильм в Америке», «Уильям Дитерле», «Американская кинокомедия», «Американский киносценарий», «Музыкальные фильмы на Западе» (печатались в журналах «Искусство кино», «Советский экран», «Интернациональная литература» ). В 1939 году вышла его книга «Жан Ренуар» - о прогрессивном французском кинорежиссере, прошедшем сложный путь от формалистических экспериментов группы «Авангард» до глубоко реалистических фильмов, идейно связанных с деятельностью Народного фронта. В газетах печатались рецензии Авенариуса на зарубежные картины.

Работы Авенариуса отличаются, прежде всего, обилием фактического материала, острыми сопоставлениями произведений западных киномастеров с их философскими и эстетическими поисками, резким, а порой и саркастическим разоблачением ошибок и заблуждений, порождаемых буржуазной идеологией.

Огромная, поистине удивительная память, которой обладал Г. А. Авенариус, знание основных европейских языков (которыми он постоянно и прилежно занимался) и, наконец, превосходное собрание книг, журналов, рукописей и вырезок по вопросам кино на всех языках мира (это собрание он неустанно пополнял в течение всей своей жизни) сделали Г. А. Авенариуса признанным авторитетом, лучшим советским специалистом по истории зарубежного кино. Литературная и педагогическая деятельность не исчерпывала его трудолюбия и энергии. С 1939 года до конца жизни он работал по собиранию, систематизации, хранению, описанию и фильмографической обработке зарубежных картин. Его трудами создан фонд, историческая ценность которого должна быть приравнена к лучшим мировым библиотекам и музеям. Коллекция зарубежных кинокартин, собранных Госфильмофондом при научном руководстве Авенариуса, принадлежит к лучшим собраниям мира.

Трудный для советского киноискусства период 1948—1952 годов, когда производство художественных фильмов ограничивалось десятью — пятнадцатью единицами, что не могло не сказаться и на очевидном застое в кинокритике и киноведении, не прервал, однако, научной деятельности Г.А.Авенариуса. Резкая и не во всем справедливая критика его работы о французском «Авангарде» и его курса истории зарубежного кино были восприняты им творчески. Начиная с 1950 года, в журнале «Искусство кино» и в газете «Советская культура» появляется цикл его статей, направленных против реакционного крыла американского кино: «Философия Голливуда», «Школа насилия и убийств», «Эстетика Голливуда», «Легион благопристойности одобрил», «Голливудские прорицатели смотрят в будущее», «Кино латиноамериканских стран в борьбе с Голливудом». Кроме этих острых, публицистических статей, вылившихся в труд «Американское кино на службе реакции», Г. А. Авенариус публикует несколько интересных работ об отношении к кино крупнейших деятелей культуры: «Произведения Л. Н. Толстого на зарубежном экране» (1953 ), «Федор Шаляпин перед киноаппаратом» (1955), «Бернард Шоу и кино» (1956).

Особенно плодотворно работал Г. А. Авенариус после XX съезда КПСС, когда перед советским киноискусством встали новые задачи, когда производство советских фильмов возросло до 100 в год, когда умножились и укрепились международные связи советских киноработников. В этот период работа известного советского киноведа шла по многим направлениям.

По московскому и киевскому телевидению Г. А. Авенариус прочел цикл лекций о зарубежном кино, сопровождаемых демонстрацией фрагментов из кинофильмов. Советские телезрители с нетерпением ожидали появления на экране высокого, худощавого, седого человека, спокойно, деловито, с тонким, сдержанным юмором рассказывающего о творческих путях знаменитых кинорежиссеров и актеров, глубоко, а подчас и зло разбирающего их произведения, свободно и остроумно комментирующего отрывки из фильмов. Телепередачи Авенариуса «Из истории зарубежного кино» пользовались очень большим успехом. Кроме телевизионных передач, Г. А. Авенариус прочел в разных городах множество публичных лекций.

Книга о ЧаплинеКиноведение Георгий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 26.09.2010, 13:39.