На главную



Rambler's Top100

Театр и особняк Гимар.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Итальянский исследователь жизни и творчества Кваренги Сандро Анжелини решительно отвергает поездку Кваренги за пределы Италии, а значит, и личный контакт с Леду. Анжелини пишет: «В 1768—1775 годах, как можно предположить, он (Кваренги — В. П.) совершает путешествие во Францию и в Англию, доказательством чему могли бы служить находящиеся в альбоме Кваренги «наброски» зданий Леду, Булле и Гондуена (хирургическая школа) во Франции и Иниго Джона и Адама в Англии. Однако на самом деле мы должны категорически заявить, что такого путешествия не было. Подробно упоминая о своих трех путешествиях по Италии (до 1775 г., в 1775 г. и в 1779 г.), Кваренги ни слова не говорит о других путешествиях, хотя, наоборот, это было бы весьма кстати для изучающего архитектуру и путешествующего в поисках прекрасного. Почему он умолчал бы о путешествиях I Францию и Англию, если бы он там действительно бывал? Тем более, что в письме к Маркези он говорит о своем беспокойстве по поводу того, «как освоиться с расположением интерьеров, используемых французами». Сын Кваренги, Джулио, когда пишет о своем отце, упоминает о всех трех его поездках по Италии и ни разу — о поездке за границу. Да и сами чертежи не являются «набросками», а по сути это очень аккуратные планы, которые скорее являются копией чертежей, а не воспроизведением с натуры, что потребовало бы много средств и времени, которыми никогда не располагают путешественники» [104, с. 35-36].

План Камерного театра Гимар в Париже
К.-Н. Леду. Конец 1770-х гг. ГББ. План Камерного театра Гимар в Париже.

Анжелини прав, что названные им чертежи Кваренги являются копиями проектных чертежей Леду. Прав он, говоря, что ни сам зодчий, ни его сын никогда не упоминали о поездках архитектора за границу и о встрече с Леду. Однако путешествия во Францию имели место, что, как отмечалось ранее, подтверждают рисунки Кваренги, исполненные в Монако и на юге Франции. Можно считать доказанным, что заграничные поездки Кваренги совершал. И могло это быть только во второй половине 1770-х гг.

Разрез Камерного театра Гимар в Париже
К.-Н. Леду. Конец 1770-х гг. ГББ. Разрез Камерного театра Гимар в Париже.

Что касается возможности его личных контактов с Леду, то для ответа на этот вопрос следует кратко вспомнить жизнедеятельность Леду в 1770-х гг. Он был увлечен красотой и ясностью античной архитектуры и захвачен гением Палладио. Его творчество 1770-х гг. настолько овеяно влиянием великого зодчего XVI в., что этот период даже называют палладианским. Слава Леду как выдающегося архитектора началась с 1771 г., когда он выстроил для мадам Дюбари элегантный павильон, возбудивший широкий интерес. Затем его имя не сходило с уст парижан в связи с постройкой во французской столице ряда особняков. Успехи Леду способствовали тому, что в 1773 г. его назначили членом Королевской академии архитектуры, и он, выполняя поручение Людовика XV, заложил обширный дворец в Лувенсиенне. И хотя заложенный дворец из-за смерти короля был заброшен, его проект обсуждался в широких кругах архитекторов.


К.-Н. Леду. Конец 1770-х гг. ГББ. План Камерного театра Гимар в Париже.

В 1776 г. Леду совершил турне на юг Франции в связи с привлечением его к крупным работам в Экс-ан-Провансе, расположенном недалеко от Средиземноморского побережья. Именно тогда и могли пересечься дороги двух архитекторов — Кваренги и Леду. Их сближала общность взглядов и творческих устремлений. Исполнение копий было сделано Кваренги только с оригинальных чертежей, которые он мог получить от самого Леду.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)


К.-Н. Леду. Конец 1770-х гг. ГББ. Фасад, генеральный план, разрез и план верхнего этажа. Чертежи Д.Кваренги.

Копии же чертежей проекта хирургической школы в Париже Жака Гондуена были исполнены уже в России. Об этом свидетельствует план первого этажа, на котором имеются две масштабные линейки — во французских и русских измерениях. Как известно, проект школы, одобренный Людовиком XV, был опубликован в 1780 г. в Париже, после чего он стал достоянием архитекторов и в России. Что касается копии проекта англичанина Роберта Адама, то мы ее связали со временем пребывания Кваренги в Венеции 13. Таким образом, можно заключить, что данных для утверждения о поездке Кваренги в Англию у нас нет.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 13.04.2010, 22:24.