На главную



Rambler's Top100

Годы творческого угасания Кваренги.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Пережив драматическую ситуацию, связанную с разборкой строящейся в столице по его проекту биржи, Кваренги пересмотрел отношение к проблеме ансамбля, и в произведениях самого конца XVIII и начала XIX вв. — Странноприимном доме в Москве, Смольном институте в Петербурге, Александровском дворце в Царском Селе — заметно стремление раскрыть сооружения во внешнее пространство и превратить их в главные градоформирующие звенья ансамблей. Желание гармонически включить свое произведение в существующую застройку Кваренги продемонстрировал в рисунке Смольного института, изобразив его в сочетании с объемами Смольного монастыря.

Церковь в Гостилицах
Церковь в Гостилицах. ГББ.

Творческая деятельность Кваренги в области создания художественных интерьеров на протяжении всех лет его работы в России была также чрезвычайно обширна и отличалась большим разнообразием как композиционных приемов, так и применения различных средств декоративных решений. Проектируя интерьеры в создаваемых им зданиях, зодчий руководствовался не столько пожеланиями потребителей и назначением помещений, сколько своим опытом, а главное, безупречным художественным вкусом, с которым безоговорочно соглашались сановные заказчики. Таковы интерьеры в Английском дворце в Петергофе, Смольном институте и Мальтийской капелле в Петербурге, в проекте дворца Шереметева для Москвы и многие другие.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Дом Разумовского
Дом К.Г.Разумовского в Гостилицах. ГББ.

В практике зодчего были случаи, когда ему приходилось создавать парадные интерьеры в уже существовавших сооружениях, как это было в Зимнем дворце или эрмитажных зданиях. Однако готовые «коробки» и конкретные условия ни в малейшей степени не связывали творческое воображение выдающегося художника. В этом отношении показателен ансамбль торжественных помещений, следовавших за помпезной парадной лестницей, созданной еще Растрелли. Учитывая соседство с ней, первый, так называемый Малый, аванзал Кваренги решил по принципу контраста затейливой архитектуре и убранству лестницы. Поэтому Малый аванзал предельно прост, особая его торжественность достигается с помощью отделки стен полихромными панелями. Далее Большой аванзал и завершающий невскую анфиладу Концертный зал имеют чрезвычайно сильную пластику за счет колонн и круглых скульптур, создающих эффект усиления торжественности и парадности помещений.

Усадьба Нарышкиных
Усадьба Нарышкиных на Петергофской дороге. ГВАХ.

Анфилада, созданная Кваренги, погибла при пожаре 1837 г., и о гениальном творении архитектора можно судить лишь по чертежам авторского проекта и воспроизведению кваренгиевского замысла, тактично исполненного зодчим Стасовым при восстановлении анфилады после пожара. Стасовская «редакция» интерьеров невской анфилады хорошо сохранилась до наших дней.

Блестящее произведение, посвященное победе России в борьбе с наполеоновской агрессией, — Триумфальная арка на Петергофской дороге, у въезда в столицу, великолепно завершает творчество Кваренги в России, ставшей для него второй родиной. Последние пять лет пребывания Кваренги в России (1812—1817) являются заключительным этапом его жизни, годами его творческого угасания. Оно происходило на фоне послевоенного расцвета русской архитектуры, вступившей в фазу высокого классицизма.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 18.04.2010, 19:26.