На главную



Rambler's Top100

Хобо - одинокий сентиментальный бродяга.



В образе Чарли нет ничего общего с образом Хобо.


Блестки иронического остроумия щедро рассыпаны даже в тех фильмах «Мючуэл», уровень которых в целом не очень высок. В фильме «За экраном», где Чаплин безжалостно высмеял клинический идиотизм сеннеттовских комических короткометражек, почти половина картины посвящена воспроизведению своеобразной дуэли на кремовых пирожных. Помощник реквизитора Чарли, войдя во вкус этой игры, «выстреливал» пирожные в своего противника пулеметными очередями. Значительная часть этих «снарядов» летела мимо намеченной цели и поражала участников съемки, происходившей в соседней декорации. Снимался пышный костюмно-исторический фильм, среди персонажей которого были некий субъект в мантии и короне, похожий на трефового короля, и католический епископ в полном облачении с посохом. Один из кремовых паев попадает в физиономию трефовому королю, другой залепляет кремом лицо епископа... Жорж Садуль считает, что в фильме «За экраном» «пристрастие ко всяким пакостям доведено до предела».

Нам кажется, что значительно правильнее было бы увидеть в этом фильме злую эпиграмму на «веселый праздник умалишенных» (так называет Садуль комические фильмы Сеннетта), пародию на комедию пощечин. Садуль не обращает также внимания на сюжетные ситуации, связанные со служебным положением героя фильма — помощника реквизитора киностудии, которого с холодным равнодушием эксплуатирует его непосредственный начальник — ленивый гигант Голиаф. В контексте сюжета кремовые пирожные, бросаемые рукой маленького реквизитора в Голиафа, короля и епископа, обретают весьма определенный социальный смысл. Этот смысл дошел до американских блюстителей морали: маленький человек посягнул на «сильных мира сего», осмелился представить в смешном виде священнослужителей и венценосцев...

В фильме «За экраном» Чарли — не бродяга, в поисках куска хлеба берущийся за любую, в том числе и не за свою, работу с тем, чтобы проявить полную профессональную непригодность и быть через сутки уволенным на все четыре стороны. В должности помощника реквизитора Чарли проявляет неистощимое трудолюбие: он перетаскивает реквизит и мебель (одновременно полторы дюжины стульев, нагрузившись которыми он неожиданно становится похожим на гигантского дикобраза), подготовляет павильон к съемке, с готовностью принимает участие в репетиции сцены дуэли с кремовыми пирожными.

Критики отмечали, что Чаплин, создавая свои буффонады, разоблачал с помощью смеха бездушный механизм бесчеловечного общества. Для этого ему как художнику, естественно, необходим был соответствующий постоянный персонаж. Каков же истинный характер этого персонажа?

Существует до сих пор никем не опровергнутая легенда о постоянной экранной маске Чаплина, легенда о том, что Чарли в его картинах изображен одиноким сентиментальным бродяжкой, заблудившимся во враждебном ему мире.

«Каждому его фильму,— писал один из критиков,— хочется дать подзаголовок — «Жалостливая и забавная повесть о благородном бродяжке, его забавных подвигах и печальных проказах». Именно такое сочетание слов наиболее точно передает структуру и настроение фильмов Чаплина».

«Чаплин — бродяга, без отечества, без семьи, без друзей... бродяга, которого, треплет жизнь, но который не знает другой и удовлетворится этой, если только она будет хотя бы немного легче»,— писал другой критик.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Подобного рода бродяги («хобо») неоднократно появлялись на театральных подмостках США. Одним из постоянных исполнителей «хобо» на американской эстраде был актер Нат Уилле, с добродушным юмором подшучивавший над самим собой. Теодор Драйзер писал об этом актере:

«Мне припоминается гений комического мира, Нат Уилле, когда он в рубашке, порванной на груди, без нижнего белья, в дырявых башмаках в три раза больше надлежащего размера, в маленькой рваной соломенной шляпе, из которой сквозь дыры торчали его волосы, в рваных штанах, подпоясанных куском веревки, с какой-то особенной, невыразимой улыбкой на грязном, поросшем жесткой щетиной лице, приняв позу великого оратора и торжественно ударяя себя в грудь, восклицал:

— Пятнадцать лет тому назад я был бедным, несчастным, забитым босяком, ночующим в парке. У меня не было даже рубашки, чтобы прикрыть свое тело. Не было приличных штиблет. Моя шляпа была вся в дырах. Я ходил всегда грязный и небритый, ибо у меня не было ни гроша, чтобы я мог помыться в бане и заплатить за бритье. Я всегда голодал. У меня не было ни одной души на свете, к которой я мог бы обратиться за помощью. А между тем,— и он гордым драматическим жестом ударял себя в грудь,— взгляните на меня теперь!!! — Затем он театрально поднимал одну руку вверх, как бы желая сказать: «Может ли быть еще более разительный контраст?
».

Юмор заключался не только в резком контрасте между его внешностью и тем смыслом, который он вкладывал в свои слова, но и в некоторой добродушной характеристике босяка как такового, в том гордом вызове всему установленному порядку, который так характерен для многих из них и так резко отличает их от остального общества» .

Образ Чарли никогда не имел ничего общего с такой трактовкой образа бродяги.

Легенда приписывает фильмам Чаплина также стереотипные, стандартные концовки: одинокий бродяга, разочарованный и обиженный, уходит в «диафрагму» по пыльной дороге, навстречу очередным жизненным невзгодам. «Почти каждый фильм Чаплина заканчивается кадром, показывающим, как его герой уходит вдаль». Такова, если верить легенде, «традиционная чаплинская кода — уход, обязательный почти для каждой картины».

Легенда о сентиментальном бродяге, уходящем но пыльной проселочной дороге в финальную диафрагму, не соответствует действительности. Фильмы Чарли Чаплина опровергают и отвергают эту примитивную, основанную на незнании его творчества легенду.

Определение «жалостливая и забавная повесть о благородном бродяжке» в качестве подзаголовка к фильмам «Час пополуночи», «Вечер в мюзик-холле», «Лечение», «Женщина», «За экраном», «Кармен» никак себя не оправдывает. Термин «печальные проказы» применительно к фильмам «Авантюрист», «Граф», «Пожарный» и др. оказывается нелепостью. Что касается «традиционной чаплинской коды — ухода», якобы обязательной для всех его фильмов, то здесь получается еще больший конфуз. Из четырнадцати фильмов «Эссеней» лишь в одном фильме («Бродяга») дается финальный уход в диафрагму. Из двенадцати фильмов «Мючуэл» ни в одном фильме нет этой якобы традиционной «чаплинской коды». Более того, концовки крайне разнообразны: из-под обломков взорванного коттеджа выглядывает озорное лицо Чарли («Работа» ), одержимый сплином посетитель курорта проваливается в лечебный источник («Лечение»), фильм заканчивается поцелуем в диафрагму («За экраном»), Чарли женится на дочери своего хозяина («Ссудная касса»), Чарли и его приятельница входят к священнику для свершения брачного обряда («Иммигрант»), Чарли об руку с девушкой из Армии спасения идет в церковь («Тихая улица»), Чарли-чемпиона подбрасывают в воздух восторженные зрители («Чемпион») и т. д.

Попытки объяснить выдуманной стандартностью образа или несуществующей стереотипностью концовок фильмов своеобразие творчества Чаплина и его популярность, способны лишь завести исследователя в тупик.

Своеобразие творчества Чаплина раскрывается в специфических чертах его эксцентрики, столь отличной от эксцентрики Гарри Ленгдона, Монти Бенкса, Гарольда Ллойда и Бестера Китона.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образ ХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 01.10.2010, 17:35.