На главную



Rambler's Top100

Искусство-гравюры.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


В России Кваренги овладел и искусством гравюры. Эту сторону его деятельности исчерпывающи исследовал профессор Г. Г. Гримм [25, с. 133-159]. Первой собственноручной "пробой резца" Кваренги был офорт с изображением романтического павильона-руины, выстроенного в усадьбе А. А. Безбородко в Полюстрове. К этой работе, в первом варианте выполненной в начале 1790-х гг., автор возвращался несколько раз.

В эпистолярных документах, хранящихся в ГББ, имеются прямые указания на занятие Кваренги офортом. В одном письме он пишет, что сделал украшение (эссе) в офорт, а в другом сообщает, что он сам выполнил офорт [104, с.45]. Очевидно, речь идет об офорте с изображением полюстровского павильона. Позднее Джулио Кваренги, публикуя офорт отца, писал, что "автор гравировал для собственного развлечения и поэтому о ней (т.е. о гравюре - В.П.) следует судить, как о работе дилетанта" [134, с. 6]. И действительно, работая над первым в своей жизни офортом и варьируя егог, автор экспериментировал, ища наибольшую выразительность архитектурного замысла. В этом произведении проявилось художественное дарование, а не искусство нехники офорта.

Начало было положено, и впоследствии Кваренги не раз выполнял свои чертежи с целью издания как гравюры. К их числу Г. Г. Гримм относит гравированные чертежи проектов Эрмитажного театра, но в издании 1810 г., затем театра в Басано, фасадов триумфальных ворот на Петергофской дороге и, наконец, чертежи мюнхенского манежа. Исследование гравюр, пишет Гримм, "позволяет с уверенностью говорить о совсем забытой ныне области графической деятельности Кваренги-гравера, Кваренги-офортиста, интересно дополняющей наши представления о его графическом мастерстве" [25, с. 154].

Занимаясь гравюрой и офортом, Кваренги не ставил перед собой цели достижения графического эффекта, а добивался предельной выразительности своих проектов посредством этой техники изображения, вынося их на суд широкой художественной общественности и в России, и за рубежом. Гравюра была взята на вооружение им как еще один графический метод воспроизведения еще один графический метод воспроизведения архитектурных замыслов, уже воплощенных в материале.

Павильон-руина в парке Безбородко
Павильон-руина в парке А. А. Безбородко в Полюстрове. Чертеж-рисунок. Автор неоднократно переводил в офорт. 1780-е гг. ГМИЛ.

При жизни Кваренги было издано пять гравированных альбомов большого формата (40 Х 30 см) с чертежами зодчего. Первый из них - альбом из семи листов, посвященный Эрмитажному театру (1787). Вскоре издается альбом из восьми таблиц, относящийся к Ассигнационному банку (1791). В 1790-х гг. появился альбом всего из четырех гравюр с чертежами Георгиевского зала в Зимнем Дворце. В 1800-х гг. были гравированы пять чертежей московоского Странноприимного дома Шереметева. Наконец, в 1810 г. увидел свет первый том из 33 гравированных чертежей десяти проектов: Эрмитажного театра, Английского дворца в Петергофе, Мальтийской капеллы, торговой галереи на Невском проспекте у Аничкова моста, больницы на Литейном проспекте, Конногвардейского манежа, Смольного института, дома гагрина на набережной Невы, отделки кабинета в Малом Эрмитаже и зала во дворце Шереметева на Фонтанке. Кроме того, в начале 1790-х гг. был издан офорт Кваренги с видом павильона-руины в парке Безбородко в Полюстрове. Актуальная программа телепередач на www.RXTV.ru все телевизионные каналы  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

По подсчету Г. Г. Гримма, при жизни зодчего было опубликовано в виде гравюр 58 чертежей, характеризующих 32 проекта Кваренги.

Характерно, что в альбом 1810 г. Кваренги не включил проекты биржи и обсерватории, проект театра в Бассано. Это можно объяснить только тем, что названные проекты остались неосуществленными, и потому автору было неприятно к комментариях объяснять причины этих неудач. Остается непонятным, почему Кваренги не опубликовал проект здания Академии наук, занявшего столь ответственное место в застройке набережной Невы. По-видимому, в этом вопросе играл большую роль срыв в его творческой жизни, связанный с разрушением недостроенной биржи.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 26.04.2010, 15:30.