На главную



Rambler's Top100

Искусство пропорций.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


В ГББ и частном собрании в Бергамо сохранилось несколько генеральных планов с обозначением местоположения и габаритов Александровского дворца и кухни. Чертежи показывают, насколько внимательно зодчий подходил к вопросу включения значительного архитектурного комплекса в планировочную композицию сложившейся регулярной части Нового сада. Ось дворца, подчеркнутая полуротондой, строго соответствует широкой аллее сада, в то время как главный фасад с прозрачной колоннадой коринфского ордера раскрывается в сторону живописного по форме зеркала пруда и воспринимается из-за него как чарующее по красоте великолепное архитектурное произведение.

Если исключить двухрядную колоннаду, «стягивающую» небольшие ризалиты подъездов, то дворец, по существу, аскетически прост, его фасады не имеют никаких украшений, однако здание поражает соразмерностью с окружающим пространством, благородством форм и пропорций. Именно искусство пропорций является важным художественным средством, которым Кваренги владел в совершенстве.

Набросок архитектурного ансамбля
Набросок архитектурного ансамбля для Эрмитажного театра.

Взращенный на античной классической почве и обогащенный вековыми традициями эпохи Возрождения, в частности Палладио, Кваренги «впитал в себя» закономерности ордерных композиций, их ясные и логически оправданные соотношения воплощались архитектором во всех произведениях без специальных расчетов и размышлений. Гармонию пропорций Кваренги создавал так же уверенно, как нужный лад и сочетание звуков находит музыкант-виртуоз.

Исследуя многие сооружения Кваренги, В. Н. Талепоровский выявил пропорциональные закономерности, которыми пользовался зодчий. Они основаны на сетке взаимно перпендикулярных осей, определяющей простые численные пропорциональные отношения в построении планов: 1 : 1, 1 : 2, 2 : 3, 2 : 5. Пропорции фасадов обоснованы традиционным ритмом расстановки колонн того или иного ордера, а в безордерных фасадах — теми же простыми соотношениями. Пропорции помещений, в особенности парадных, тоже обусловливались членениями, исходящими из ордерных соотношений.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Изображение на проекте занавеса для Эрмитажного театра
Изображение на проекте занавеса для Эрмитажного театра. 1780-е гг. ГББ и НМВ.

При установлении размеров и пропорций окон и дверей Кваренги неукоснительно пользовался рекомендациями Палладио: «следует делать расстояние от пола до поверхности балок на три с половиной части; при этом высота просвета равна будет двум частям, ширина — одной, без двенадцатой части высоты... Двери комнат должны быть не шире трех футов и не выше шести с половиной, не уже двух футов и не ниже пяти. При выведении окон необходимо иметь в виду, чтобы они пропускали свет не более и не менее того, что требуется, и чтобы они были не слишком часты и не слишком редки...; ширина окна должна быть не более одной четвертой ширины комнаты и не менее одной пятой; высота должна равняться двум квадратам плюс одна шестая их ширины. А так как в домах комнаты бывают большие, средние и малые и тем не менее окна должны быть в каждом этаже между собой равны, то я предпочитаю брать размеры для окон из тех комнат, длина которых на две трети больше ширины, то есть которые при ширине в восемнадцать футов имеют в длину тридцать футов. Ширину такой комнаты я делю на четыре с половиной части; одна часть составляет ширину просвета окна, две части с прибавлением одной шестой ширины составят высоту его; ...окна второго этажа должны быть в свету на одну шестую часть ниже окон первого этажа, и если наверху будут еще окна, они должны уменьшаться с каждым этажом на одну шестую». Двери «должны быть вытянуты в одну линию, чтобы, стоя с одной стороны дома, можно было видеть противоположную сторону, что весьма приятно для глаза, а также дает прохладу летом и много других удобств» [53, с. 65—66].

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 19.04.2010, 20:54.