На главную



Rambler's Top100

Киноведение - исследование самого молодого из искусств.



Общее о киноведении.


Cамая молодая область науки об искусстве — киноведение — находится лишь в стадии становления. Даже самое ее название или наименование профессии человека, занимающегося ею,— киновед — подчас вызывает недоумение и воспринимается лишь по аналогии: востоковед, искусствовед, литературовед, театровед. И это не удивительно. Свой метод молодая область искусствоведения, занимающаяся изучением общественных функций и выразительных средств, истории и теории кино, пока еще строит на опыте смежных искусств. Предмет киноведения — кино насчитывает немногим более шестидесяти лет существования. .

Но, несмотря на свою молодость, искусство кино уже выявило свою специфику, уже разработало свои выразительные возможности, уже создало неумирающие произведения, шедевры, волнующие миллионы сердец, уже выдвинуло художников, заслуживших всемирную славу. В. И. Ленин видел богатейшие возможности кино и еще в 1922 году, в беседе с А. В. Луначарским, назвал кино важнейшим из искусств. С тех пор кино несказанно выросло и обогатилось, оно приобрело звук, затем цвет, приобретает объем, разрушает видимые рамки экрана. Произведения киноискусства — фильмы охватывают многомиллионные аудитории, легко преодолевают политические, географические и языковые границы. Средствами кино пропагандируются и получают массовые аудитории произведения литературы, театра, музыки, изобразительных искусств, достижения современной науки, события жизни народов... Уже нет, вероятно, уголка земли, куда не проникло бы кино.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Имена деятелей киноискусства имеют неслыханную популярность. Правда, подчас это — шумная и быстротечная слава модных кинозвезд, вспыхивающих и гаснущих без заметного и, во всяком случае, без плодотворного влияния на культуру человечества. Но все чаще и чаще имена талантливых, прогрессивных, серьезных кинематографистов, подлинных художников, становятся вровень с именами ученых, писателей, музыкантов, живописцев. Среди таких деятелей кино, уже называемых классиками киноискусства, почетное место занимают имена советских мастеров — Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко и многих других.

Уже становится невыполнимой задача перечисления славных кинематографических имен. Ведь рядом с изобретателями кинематографа французом Луи Люмьером и американцем Т. А. Эдисоном становятся изобретатели звука, цвета, стереоскопии, многочисленных технических, физических, химических, оптических усовершенствований. Рядом с именами французских режиссеров Рене Клера и Марселя Карнэ звучат имена итальянцев Росселини и де Сика, немцев Пабста и Ланга, датчанина Дрейера, японца Куросава, шведа Штиллера, англичанина Грирсона, американцев Гриффита, Штрогейма, Джона Форда... Но самой большой популярностью пользуется, пожалуй, великий комедийный артист и режиссер Чарльз Спенсер Чаплин.

 Художественное творчество мастеров киноискусства порождает значительную литературу. В странах каниталистического Запада литература эта носит главным образом сенсационный, рекламный и развлекательный характер. В Советском Союзе и в странах социалистического лагеря развивается серьезная критика, анализирующая и популяризирующая фильмы. Из такой кинокритики и рождается киноведение — молодая искусствоведческая наука о кино, его видах, о фильмах, о людях, их создающих. В киноведении уже намечаются различные русла: теория кино зиждется сейчас главным образом на трудах творческих работников — кинорежиссеров, кинодраматургов. Советские кинорежиссеры Эйзенштейн и Пудовкин, много лет проработавший в СССР венгерский кинодраматург Бела Баллаш, французский режиссер Рене Клер и драматург Луи Деллюк сделали очень много для понимания специфики и выразительных средств, законов построения и секретов воздействия произведений киноискусства. Рядом с теорией кино рождается и история кино: советскому читателю известны работы французского историка коммуниста Жоржа Садуля; богатые по материалу, глубокие по своему идейному содержанию исторические труды создали американец Джекобе, итальянец Лидзани, поляк Ежи Теплиц, советские искусствоведы Н. М. Иезуитов и Н. А. Лебедев.

Книга о Чаплине КиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 26.09.2010, 13:35.