На главную



Rambler's Top100

Древняя классическая архитектура.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Архитектура стиля барокко, являвшаяся, по существу, декоративным обрамлением двора императрицы Елизаветы, теперь в просвещенных и, в особенности, художественных кругах вызывает негативное отношение вплоть до полного ее отрицания. Таким образом, причины материального и идейного характера обусловили кризис стиля барокко в России, его отмирание и вызвали поиски более экономичной и правдивой архитектуры. Античная архитектура, целесообразная, простая, ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала своеобразным идеалом, явилась основой формирующегося стиля классицизма.

Если в Англии и Франции классицизм был формальным воплощением идеологии революционной буржуазии, которая, по словам К. Маркса, «драпировалась по очереди то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи...», нашла идеалы и художественные формы в античности, «...чтобы скрыть от самой себя буржуазно ограниченное содержание своей борьбы», то в России это явление родилось в феодально-крепостнической среде в результате совпадения интересов развивающейся в недрах феодального общества буржуазии и господствующего еще дворянства. Все постройки, возникшие в связи с требованиями развитого феодального поместья и потребностями растущих городов, они сумели облечь в формы классицизма. Вследствие этого общественная природа классицизма в России имела двойственную социально-экономическую основу, но при этом сам стиль отличался прогрессивным художественным характером.

Древняя классическая архитектура
Пример классической древней архитектуры.

Архитектура Италии была известна в России и при Петре I. В Санкт-Петербурге работали итальянские архитекторы М.-Д. Фонтана, Н. Микетти, Г. Киавери, а русский зодчий Т. Н. Усов, совершенствовавшийся в Италии, воочию знакомился с древними архитектурными остатками. Тогда впервые были переведены на русский язык трактаты В. Витрувия, А. Палладио, а в 1709 г. был издан трактат Д.-Б. Виньолы «Правило о пяти чинах архитектуры».

Начавшиеся раскопки Помпеи с новой силой привлекли внимание к древнему зодчеству. Благодаря офортам Пиранези руины пестумских храмов и римских древностей, а затем и сицилийские памятники Сегесты и Агригента стали широко известны и в России. Они привлекли внимание своей красотой и тектоничностью. В 1748 г. в Париже появляется увраж «Собрание антиков» французского путешественника А. Кайлю, а в 1758 г. вышла в свет монография Д. Леруа «Руины прекраснейших памятников Греции». В 1764 г. англичанин Роберт Адам издал исследование о дворце римского императора Диоклетиана в Спалатто на Адриатическом побережье.

Таким образом, с середины XVIII в. в Россию стали проникать хорошо иллюстрированные издания, раскрывавшие достоинства древней классической архитектуры, которая стала значительно ближе России еще и потому, что она воспринималась и сквозь призму архитектуры французского классицизма. В 1752 г. в Россию приехал итальянский архитектор Антонио Ринальди (1710—1794), а в 1759 г. прибыл французский архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729—1800). И несмотря на то что и Ринальди и Деламот приехали в Россию еще не полностью освобожденными от эстетики стиля барокко, все же их участие в петербургском строительстве внесло в архитектуру города другую тональность, чем та, которая господствовала в работах Растрелли.

В 1760-х гг. во Франции и Италии совершенствовался архитектор В. И. Баженов. К тому времени в творчестве русских зодчих были уже зримы черты классицизма. Это хорошо видно на примере проекта увеселительного павильона А. Ф. Кокоринова (1760) или Ботного дома — «Павильона дедушки русского флота», выстроенного в начале 1760-х гг. в Петропавловской крепости (архитектор А. Ф. Вист, 1731-1780).  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Все эти факты подтверждают то положение, что классицизм в России был вызван в действительности глубокими внутренними причинами, а влияние извне являлось своеобразным катализатором процесса зарождения стиля.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 15.04.2010, 16:36.