На главную



Rambler's Top100

Конкурс Академии художеств в Риме.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Среди участников конкурса 1771 г. оказался и Кваренги. Он, как и его конкуренты, представил проект кафедрального собора с жилыми комплексами для членов капитула. Кваренги запроектировал огромный пятинефный базиликальный храм с двумя клуатрами по сторонам, объединившими две большие группы жилых помещений.

Проект собора конкурса Академии св.Луки в Риме
Конкурс собора и монастырского ансамбля, поданный на конкурс 1771 г. в Академию художеств св.Луки в Риме. Западный фасад и план. НАИЛР.

В историческом архиве Национальной академии св. Луки в Риме среди массы конкурсных работ хранятся три больших (58X90), тщательно разработанных чертежа Кваренги. На западном фасаде задуманного им комплекса базиликальный купольный храм акцентирован широким портиком с фронтоном из сдвоенных коринфских колонн.

В письмах, в том числе и в автобиографическом письме к Луиджи Маркези, Кваренги ни словом не обмолвился о своем участии в академическом конкурсе. Это можно объяснить только тем, что в творческом соревновании он потерпел известную неудачу, получив лишь вторую премию. Он уступил первое место архитектору Доменико Риньи. Третью премию получил архитектор Северино Марини. В 1974 г. Академия издала обширный каталог архитектурных чертежей, хранящихся в ее архиве [114]. Проекты трех названных участников Климентинского конкурса 1771 г. нашли свое место в каталоге.

Любознательность Кваренги привела его к решению совершить путешествия по Италии, чтобы «изучить все лучшее, что находится в ее главных городах» [28]. Точно установить маршрут путешествий Кваренги ныне не представляется возможным, хотя краткие упоминания в письмах, география его путевых рисунков и сведения ранних биографов позволяют утверждать, что он побывал и на юге, и на севере Италии. Один из первых биографов Кваренги, Рафаэле Парето, пишет, что «зодчий посетил Неаполь и Сицилию, повсюду стремясь изучать строения римских и греческих мастеров» [139, с. 4].

О пребывании Кваренги на юге Италии свидетельствуют его рисунки, на которых он, в частности, воспроизвел характерную для Неаполя особенность — проходной туннель, связывающий части города. В небольшом городке Пуцуоли, близ Неаполя, внимание зодчего привлекли остатки античного храма Сераписа.
В это время все шире разворачивались раскопки в Помпее, и Кваренги был осведомлен о них. Об этом он сообщил спустя много лет в объяснении своеобразия капителей с театральными масками, примененных им в Эрмитажном театре в Петербурге. Он писал: «Я поместил на коринфских капителях сценические маски, следуя образцам различных античных капителей, виденных мной в Риме и, главным образом, найденных мною в раскопках театра Помпеи» [131, с. 1]. Быть может, великолепный чертеж античного театра явился обобщением впечатлений, полученных зодчим при раскопках большого театра в Помпее. Находясь всего лишь в нескольких десятках километров от Пестума, Кваренги не мог не осмотреть руин подлинных греческих храмов, широко известных уже тогда благодаря бесподобным офортам Пиранези.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Как пишет биограф Парето, после Юга Кваренги «вернулся в Верхнюю Италию, где смог изучить новые модели первого возрождения, и именно там, несмотря на молодость, и сформировался его собственный стиль, которому он следовал не отклоняясь всю жизнь» [139, с. 4]. Пребывание Кваренги в Северной Италии относится к 1771 г. Один из рисунков, хранящийся в собрании И. С. Зильберштейна в Москве, воспроизводит площадь в Ассизи — городе, расположенном на пути из Рима на север Италии. Другой рисунок свидетельствует о посещении Кваренги города Римини на Адриатическом побережье. Кваренги оставил романтическое воспроизведение в рисунке триумфальной арки Августа (27 г. до н. э.). Арка послужила архитектору Л.-Б. Альберти (1404—1472) исходным элементом для разработки фасадной композиции храма Малатестиано (св. Франческо), так и оставшейся незавершенной, но указывающей путь творческого использования античного наследия, что было для Кваренги очень поучительным. Позднее в одном из писем к архитектору Томазо Теманца Кваренги писал: «Я видел в Мантуе Сент Андреа Л.-Б. Альберти, которая мне кажется в своем роде самой прекрасной постройкой того времени» [95, с. 10].

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 13.04.2010, 19:59.