На главную



Rambler's Top100

Комические короткометражки и фарсы Сеннетта.



Сеннетт очень много снимал простейшие фарсы.


Гастролировавшая в США в 1913 г. английская труппа Фреда Карно, естественно, тоже привлекла внимание кинодельцов. Адам Кессель, один из хозяев фирмы «Кистоун», расположенной в местечке Эдендейл, обратил внимание на актера Чаплина, талантливо игравшего у Карно роль пьяницы в пантомиме «Вечер в лондонском клубе», и решил привлечь понравившегося ему комика к работе на своей студии.

Фирмой «Кистоун» руководил ставший впоследствии знаменитым продюсер и режиссер Мак Сеннетт. Значение Сеннетта в развитии американской кинокомедии очень велико. Рене Клер писал о нем: «Это он основал в 1915 г. вместе с Д. У. Гриффитом и Т. Инсом компанию «Трайэнгл», где родился современный фильм. Это он создал жанр «максеннеттовских комедий», этих причудливых поэм, где клоуны, купальщицы, автомобиль, собачка, кувшин с молоком, небо, море и какое-нибудь взрывчатое вещество постоянно сменялись одно другим и в которых каждая комбинация вызывала восхищение и смех. Динамичный и свежий лиризм Мак Сеннетта открывает нам легкий мир, где сила тяжести заменяется радостью движения. Его короткие комедии возвещают о наступлении царства лирической фантазии, которое без сомнения будет триумфом кино». За двадцать лет своей работы в Голливуде (1912—1932) Сеннетт создал многочисленную школу режиссеров и актеров, специализировавшихся на создании комических лент. Среди них были Мэйбл Норман, Бен Тюрпин, Роско Арбокль («Фатти»), Френк Каира, Гарри Ленгдон, Бинг Кросби и сотни других.

Сеннетт специализировался на постановке комических короткометражных фильмов, так называемых «слепстик комеди» («slapstick comedy»)—«комедий затрещин». Его фильмы в основном строились на чисто внешнем комизме — погонях, преследованиях, драках, комических прыжках и падениях. Выпускались они сериями. История изменений документов: внедрение 1с. Major Consulting.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Идея создания серийной комической короткометражки была заимствована Сеннеттом из американской периодической печати, которая в еженедельных воскресных приложениях печатала серийные рассказы в картинках о приключениях Мэта и Джеффа, семейства Джонс, безумного Кота, счастливого хулигана, Цицеро Сэппа, Буба Мак-Ната и др.

В своих комических короткометражках Мак Сеннетт сочетал сюжеты газетных карикатур с цирковой эксцентрикой и развлекательными элементами модного в те годы музыкального обозрения Флоренса Зигфельда. Из газетных карикатур он заимствовал ряд комических персонажей (масок), из цирка — «гэг» (комический трюк), из ревю — своих знаменитых «купальщиц» (bathing beauty).

В студии Мак Сеннетта с невероятной быстротой «выстреливались» фильмы, стандартные по метражу (300 м) и однотипные по сюжету. Основным содержанием этих короткометражек был вечный конфликт между комически гипертрофированным чудаком-обывателем и окружающим его эксцентрически перекошенным миром людей и предметов.

Комические короткометражки Сеннетта следует отнести к фарсам. Н. Г. Чернышевский в свое время дал следующую характеристику фарса: «Комическое называется фарсом, когда ограничивается одними внешними действиями и одним наружным безобразием. К этому роду комического относятся длинные носы, толстые животы, долговязые ноги и т. п., к нему же относятся все неловкости, всякая неуклюжесть; например, нелепая, неловкая походка, смешные приемы и привычки. Например, привычка беспрестанно моргать, беспрестанно утираться, привычка одергиваться и охорашиваться и т. п. К области фарса принадлежат, наконец, все глупые нелепые приключения с человеком, например, когда он падает, когда его бьют, одним словом — когда он является игрушкой глупого, но безвредного случая или посмешищем других людей. Настоящее царство фарса — простонародные игры. Фарс должен ограничиваться внешними приключениями и внешним безобразием, поэтому чаще всего он нарушает приличия, самое внешнее в человеческом обществе, и в этом случае обращается он в цинизм».

Все признаки фарса, перечисленные Н. Г. Чернышевским,— налицо в комических короткометражках Сеннетта. Усатые злодеи и набедокурившие обыватели с нарисованными или приклеенными усами улепетывали в его фильмах от многочисленных стандартно неуклюжих и стандартно глупых ревнивых мужей и «конов» (полицейских ), опрокидывая и ломая на своем пути все, что ни попадется под руку и под ноги. От реальной действительной жизни в поведении этих комических героев остались только поцелуи и драки. Любит — значит целует, ненавидит — значит бьет кирпичом по спине, молотком по голове, ногой в зад. В бытовом обиходе героев этой комедии фигурировали специально изготовленные вещи, рассыпающиеся при малейшем прикосновении рояли, пианино, диваны и письменные столы, бутафорские виолончели и кресла облегченного типа, которыми можно было без особого вреда гвоздить партнера по голове. Экспериментальным путем были найдены и приняты на вооружение способы и методы унижения и дискредитации солидных и плакатно-толстых, умеренно богатых и хорошо одетых буржуа, представителей закона (чином не выше полицейского сержанта) и злых тещ. На белоснежные панталоны ревнивого мужа неизменно выливались краска, деготь, клей и чернила. Черные визитки и фраки обсыпались мукой мелом, известкой. В физиономию партнеров летели кремовые «паи» (торты), изготовляемые из взбитых белков и легкого рассыпчатого теста. Герои садились на липкую бумагу для мух, на подушки, утыканные иголками или на гвоздь, падали в воду, в грязь, в снег... Сложных комедийных ситуаций и комедийного разрешения серьезных конфликтов в этих картинах не было. Комедийных характеров — тоже, только забавный идиотизм немотивированных поступков, направленных на разрушение, уничтожение...

Персонажи либо пьянствовали, либо крали, либо «прелюбодействовали», либо удирали от кого-нибудь, либо гнались за кем-нибудь. Логика здравого смысла подменялась алогизмом жанра. При этом в короткометражных комедиях не было законченного фарсового сюжета. Элементы эротики вводились вместе с кордебалетом полураздетых купальщиц, которые, впрочем, не купались, а лишь демонстрировали себя зрителям.

Драки, погони и полураздетые «крошки» — вот что показывал Мак Сеннетт на экране, хорошо зная невзыскательные вкусы своих зрителей.

«Все комедии фирмы «Кистоун», — писал Гарольд Ллойд впоследствии известный комедийный актер,— обычно состояли из ряда падений, и кистоуновские актеры падали так, как еще никто не падал со времен Адама».

Для скоростного изготовления комических короткометражек, кроме специально изготовленного реквизита, необходима была труппа актеров. Сеннетт не затруднял себя работой над созданием образов. Глубоко невежественный во всем, что касалось культуры, уверенный в том, что Мольер и Шекспир — современные ему кинодеятели, Сеннетт подготовил группу из раз навсегда загримированных и одетых актеров в соответствии с незатейливым ассортиментом амплуа в его комедиях: комедийный герой-простак, комедийный герой-эксцентрик, комический вариант благородного отца, несколько характерных персонажей и статисты-полисмены.

Простофили-обыватели из комедий Сеннетта типажно были очень близки к персонажам американских комических рисунков. Костюмы героев подчеркивали их неполноценность: головные уборы были или слишком малы, или слишком велики, пиджаки если не изодраны, то обязательно не в пору и с чужого плеча, брюки либо коротки и узки, либо висели мешком и их приходилось постоянно подтягивать, обувь стоптана или непомерно велика. В руках герои держали смешные тоненькие, гибкие и непрочные тросточки.

Походка у комических героев была экстравагантна: они либо двигались, как заводные автоматы (Бен Тюрпин ), либо подпрыгивали, как резиновые (Кон-клин).

Весь их облик, начиная с подрисованных бровей, придающих лицу глупо-удивленное выражение, торчащих усиков и кончая смешной одеждой, выражал какую-то неосуществленную претензию на полноценность, что уже само по себе было в достаточной мере смешно.

Действия персонажей полностью соответствовали их внешней характеристике. Герои вели себя необыкновенно глупо, непоследовательно, обращались с реквизитом эксцентрически неумело. Они могли упасть на любом ровном и гладком месте, постоянно цеплялись руками и платьем за все, что встречалось на их пути; они были неуклюжи и неосторожны, их поведение напоминало поведение слона в посудной лавке: вокруг них все валилось, пачкалось, ломалось, разваливалось и разбивалось.

Вещи, окружающие героев сеннеттовской комедии, были для них либо трамплином, от которого они отталкивались в прямом и переносном смысле, либо камнем преткновения. Для сеннеттовских короткометражек был типичен так называемый бунт вещей, с которыми персонажи не в состоянии сладить. Ключ не поворачивался в замке, пробочник не вытаскивал пробки, звонки не звонили, автомобили не трогались с места, вода не выливалась из графина или бутылки, страницы не перелистывались, метла не мела и т. д.

О Сеннетте существует немало различных легенд. Согласно одной из них, ранние комедии фирмы «Кистоун» были якобы целиком основаны на «трюках», понимаемых в данном случае как трюки широко известного у нас в СССР фильма Хэла Роуча «Воинственные скворцы» (1923). В действительности такого рода «трюков» в ранних короткометражках Сеннетта не было. Они появились несколько позже, в годы мировой войны, когда Сеннетт и его ученики, в первую очередь Фатти, отошли от примитивного фарса, основанного исключительно на приемах внешнего комизма.

Фарсовые ситуации в их фильмах стали в эти годы сочетаться с эксцентрическими трюками, в результате чего был создан своеобразный веселый мир, живущий по своим особым законам. В фильмах этой школы и близких к ней — Хэла Роуча, Ола Кристи и других — самые поразительные и неслыханные вещи «монтировались» с обычными повседневными явлениями. В этом мире, который был назван одним остроумным критиком «сеннеттией», фантастика и сказка были урбанизированы и помножены на необъятные возможности экрана. Ускоренная и замедленная съемка, монтажные подмены, комбинированный кадр, обратная съемка, двойная и тройная экспозиции — все это применялось в достаточно широких размерах наравне с цирковой эксцентрикой.

Комедийный эффект достигался зачастую самим фактом сочетания абсолютно ирреальных событий с повседневными, будничными бытовыми случаями. Поезд, перепрыгивающий при неминуемом столкновении через другой поезд; козел, укороченный ударом молнии вдвое; кошка, проглотившая люток шерсти и родившая после этого полдюжины котят в вязаных джемперах; стрелки стенных часов, поднимающиеся к 12-ти после окрика «Руки вверх!», взбесившаяся чертежная линейка, мгновенно успокаивающаяся после того, как ей «соли на хвост насыпали»; собака, которая с голодухи лижет картинку, изображающую жареную рыбу, до тех пор, пока на картинке не остается начисто обглоданный скелет; линейный корабль на экране (сцена на сцене), тонущий после того, как один из зрителей стреляет в экран из револьвера; пар, идущий от «горячих» следов быстро удиравшего человека; автомобиль с испорченным мотором, приходящий в движение после впрыскивания морфия в шину; борода, перескакивающая с одного подбородка на другой при выстрелах; герой, вымазанный дегтем и обсыпанный перьями, взлетающий, подобно курице, на забор и несущий яйца; человек, который, будучи приговорен к смертной казни и роя себе могилу, засыпает землей восходящее солнце, ибо на рассвете он должен быть казнен,— таким был сеннеттовский мир в начале 20-х годов. Гениальное вранье Мюнхгаузена стало у Сеннетта экранной реальностью, раскрывающейся в обстановке привычного американского быта.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливуд ФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 27.09.2010, 16:14.