На главную



Rambler's Top100

Кремлевские терема.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Поразительное многообразие прошлой архитектуры на Руси и в то же время ее гармоническая, единая художественная природа привлекли особое внимание Кваренги в Москве, и он запечатлел свои наблюдения в нескольких превосходных рисунках. С виртуозным мастерством он изобразил храм Покрова-на-Рву (1555—1560, архитекторы Барма и Постник) на фоне зубчатых стен Кремля, в композиции, уравновешенной с силуэтом Спасской башни. Этот удивительный многоглавый храм был для Кваренги чудом из чудес, явлением, не имеющим ничего общего с его художественными представлениями. Да и русские люди видели в этом храме величайший взлет зодческого гения.

Кваренги изобразил беспримерную картину обстройки Ивановской площади с многоглавием соборов, лаконичным объемом Грановитой палаты и высотной доминантой столпа Ивана Великого. Можно предположить, что в этом акварельном рисунке автор пытался осмыслить, как смогли ломбардские строители Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (конец XV — начало XVI вв.), воспитанные на принципах итальянского Возрождения, создать абсолютно русские и по форме, и по духу произведения зодчества. Быть может, такое перевоплощение создателей кремлевских построек предопределила единая гуманистическая сущность творчества как итальянских, так и русских архитекторов.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Кваренги нашел интересную точку обзора для изображения ряда строений в Кремле с Теремным дворцом — уникальным созданием подлинно русского зодчества (1635—1636, архитектор Б. Огурцов и др.). Дворец поразил его яркой полихромностью раскрашенных резных белокаменных колонн на кирпичном фоне стен. Здание блестело на солнце яркими изразцовыми карнизами и позолотой высокой крыши. Подобного у себя в Италии Кваренги вспомнить не мог. Даже в городе Бергамо капелла военачальника Бартоломео Каллеони (1470—1475, архитектор Д.-А. Амадео, 1447— 1522) с фасадом, раскрашенным под бриллиантовый руст, была далека от ошеломляющей красоты кремлевских теремов. И этот дворец был не единственным по самобытной красоте строением в старой русской столице. На рисунке Кваренги изображено ступенчатое башнеобразное административное здание магистрата и надвратный двухшатровый храм на Воскресенских воротах Китайгородской стены — дань религиозной традиции русских, исстари фанатически веровавших в то, что церкви над городскими или монастырскими воротами надежно предохраняют от вражеского вторжения.

Панорама московского Кремля
Панорама московского Кремля. Вид из Замоскворечья. ГНИМА.

Не довольствуясь фрагментарными изображениями кремлевских строений, Кваренги исполнил большую панораму всего Кремля — вид его из Замоскворечья. С поразительной точностью он воспроизвел зубчатую стену, охватывающую живописную многосилуэтную группу храмов, колоколен и дворцов, и разные по очертаниям с шатровыми завершениями башни. В их характере Кваренги, возможно, виделись укрепления герцогского замка Сфорцеско в Милане (1447—1450) и другие фортеции Северной Италии. Таким же, как и в Италии, было завершение кремлевских стен раздвоенными зубцами в форме «ласточкиного хвоста».

Возвышающиеся над стеной башни продолжались вверх многоступенчатыми силуэтами и завершались крутыми шатрами. Для обороны эти «верхи» практически не были нужны. Тогда для чего же их возвели русские строители? И невдомек Кваренги было то, что сто лет тому назад, в конце XVII в., Русь, победив в суровой борьбе иноземных захватчиков, украшала крепостные стены, стремясь и средствами архитектуры подчеркнуть престиж государства. Именно тогда и были надстроены башни Кремля.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 14.04.2010, 19:35.