На главную



Rambler's Top100

Кваренги-художник.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Исключительный интерес для познания методики работы Кваренги представляет сделанное им в 1790 г. в письме от 26 октября к итальянскому художнику Картоджио признание. Он писал: «Вы знаете, что есть архитекторы, которые не являются рисовальщиками. Вследствие этого они нуждаются в художниках, которым они передают для исполнения свои эскизы. Я, однако, не принадлежу к таковым и обычно сам делаю рисунки для своих произведений» [79, с. 42]. И действительно, сохранившееся большое число тщательно разработанных масштабных чертежей и рисунков живописных плафонов, отделки стен раскрывает виртуозное декоративное мастерство зодчего. Нет сомнения в том, что его юношеские студии в живописных мастерских Рима и затем постоянные зарисовки с натуры, эскизные наброски архитектурных размышлений, запечатленные на любом листке бумаги, который попадался ему под руку, будь то даже конверт какого-то письма, — все это позволяло ему именно так написать коллеге Картоджио.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Как сообщал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II: «Ее величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу и возможность привлекать к работе всех тех художников, которые мне нужны как исполнители» [79, с. 42]. Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет, завоеванный им у императрицы трудолюбием и блестящим воплощением всех ее требований и собственных замыслов, позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I, чему немало способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Селе.

Александровский дворец в Пушкине
Александровский дворец в Пушкине. Фото 1978 год.

Для выполнения чертежей Кваренги виртуозно пользовался пером и кистью. Его чертежи «в отмывке» легко распознаются по манере наложения теней, по нарочитым прозрачным затекам жидкой туши и заливке черной тушью оконных и дверных проемов и на фасадах, и на разрезах. Когда же дело доходило до декоративной отделки помещений, то на первый план выступал Кваренги-художник. На чистовых проектных чертежах отделки помещений мастер самым тщательным образом прорисовывал орнаментальное убранство и, разумеется, все архитектурные детали: карнизы, дверные наличники, оконные обрамления, камины и рельеф кессонированных сводов.

Если же в отделку включались живописные панно и фризы с конкретным содержанием, то характер вставных картин Кваренги задавал сам, врисовывая сюжеты в ортогональный чертеж стены в разрезе помещения. Когда зодчему приходилось проектировать интерьер, предназначенный для развешивания картин, то он предусматривал не только общее обрамление экспозиции, но и систему размещения картин, как это сделано на разрезе кабинета вдовствующей императрицы Марии Федоровны в одном из дворцов Петербурга.

Обнаруженные недавно чертежи и рисунки Кваренги раскрывают мало известную ранее сторону его творчества. Теперь о нем следует говорить и как о мастере прикладного искусства. Его превосходные проектные рисунки ваз, торшеров, канделябров и люстр хорошо раскрывают эту трудную область искусства.

По тематике своей деятельности зодчий представляется универсальным художником, причем во всех случаях путь его творчества имеет ясно очерченную линию, которая в конце концов приводила художника к прекрасному воспроизведению в проекте, а затем и в натуре своего замысла, будь то здание, художественный интерьер и его убранство или мебель.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 19.04.2010, 21:09.