На главную



Rambler's Top100

Любите ли вы Райкина?


Азбука театра.

Читайте так же:


Однако важнейшим видом эстрадного искусства всегда было, остается и должно оставаться слово, как говорят специалисты — речевой жанр. Здесь первым и главным следует назвать Аркадия Райкина (1911 — 1987). А начинал Райкин свою работу на эстраде в качестве конферансье. Есть такая шутка. Каким должен быть человек, желающий стать конферансье? Он должен обладать многими качествами: умом, остроумием, находчивостью, смелостью, изяществом, быть в высшей степени образованным и культурным человеком. Но если у человека есть все эти достоинства, тогда зачем ему идти в конферансье?!  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>). Райкина эта шутливая мысль не смутила.

Аркадий Райкин
Этого актера знают и любят миллионы зрителей. Герой Социалистического Труда народный артист СССР Аркадий Райкин.

На одном из первых в своей жизни концертов, когда предстояло конферировать и вести программу, Райкин вышел на сцену... с патефоном (вы, может быть, уже не знакомы с этим аппаратом; придя на смену старику граммофону, патефон многие годы, даже десятилетия был единственным звуковоспроизводящим устройством, имелся почти в каждом доме, именно на его диске крутились пластинки тридцатых, сороковых, пятидесятых годов).

Райкин поставил патефон на стул посреди сцены и начал... разговаривать с ним. Крутилась пластинка. Артист, обращаясь к патефону, задавал ему какие-то вопросы, а в ответ раздавался... его же голос, записанный на пластинку. Зрители полюбили молодого конферансье.

Но Райкин не захотел ограничиться этой ролью. Однажды в концерте для детей он вышел на эстраду и прочел маленький рассказ под названием «Мишка». Сюжет его таков. Мальчик получил от своего дяди-полярника необычный подарок — живого белого медвежонка, и тот вскоре стал членом семьи. Постепенно он вырос и превратился в огромного зверя. И вот однажды бабушка, придя домой, замерла на пороге: на шкафу, поджав ноги, сидел незнакомый гражданин, дрожа от страха. А посреди комнаты стоял медведь и не спускал с человека на шкафу упорного, внимательного взгляда. Незваный гость оказался квартирным вором.

Дети принимали рассказ восторженно. А Райкин не просто читал его, а попутно показывал, как этот номер объявили бы в качестве конферансье люди разных профессий: докладчик-пустослов, ученый-пушкинист, цирковой шпрехшталмейстер (так раньше называли в цирке инспектора манежа, артиста, объявляющего номера и руководящего программой).

Так рождались знаменитые райкинские маски, искусство моментального перевоплощения, трансформации. Артист умел менять внешний облик и внутренний характер своих многочисленных персонажей в считанные секунды. Такие трансформации позволили артисту вывести на эстрадные подмостки сотни различных фигур, показать многих хороших и дурных людей. К одним артист вызывал сочувствие, любовь, уважение, к другим — насмешливое, презрительное отношение, к третьим — чувства гнева и протеста.

На лондонской телевизионной студии готовились показать пять больших программ, посвященных искусству советского артиста эстрады Аркадия Райкина. Играть свои монологи и сценки на чужом языке и притом сохранить блеск и мастерство исполнения — дело нелегкое. И все же, гастролируя за рубежом, Райкин всегда исполнял свои программы на языке страны.

На этот раз произошло непредвиденное. В самый последний момент перед выступлением британские телевизионные деятели попросили некоторые сценки из программы убрать. Артист удивился: в чем дело? Ему объяснили.

— Мистер Райкин, мы поняли ваш коварный замысел. Вот вы хотите показать бюрократа, а ведь всем известно, что настоящий бюрократ родился в Англии. Или, например, вы собираетесь в одном из номеров осудить взятку. А у нас она нередко считается вполне допустимым бизнесом. И об этом принято молчать. Возникает вопрос: чья мораль выше? Ваша или наша? Вероятно, ваша, мистер Райкин. Но зачем же нам подрывать наши собственные нравственные устои, свою мораль?! А вашу хитрость дать действующим лицам для отвода глаз русские имена мы, конечно, раскусили...

Сначала артист рассердился на британских телевизионщиков. А потом подумал: «Как хорошо, что в нашей стране никто и никогда не посмеет защищать взятку и подкуп как «вполне допустимый бизнес»! Какое счастье, что никто не считает бюрократа в нашей стране законной фигурой! И как важно, что советский артист может сражаться с этими пороками средствами сатиры!»

Сатира — одна из черт и достоинств советской эстрады. Ее острое и смелое оружие. Известный польский писатель-сатирик Станислав Ежи Лец сказал: «Ни на одних часах стрелки не указывают, как жить». Указывать, как жить, — обязанность не часов, а художников. Юмористические и сатирические спектакли народного артиста СССР Героя Социалистического Труда А. И. Райкина, отвергая зло, учили добру, чести и честности, неравнодушию и милосердию, — это старое русское слово сейчас снова вошло в обиход. Оно хранит свой высокий смысл.

Те же уроки добра и чести преподносят нам тысячи артистов советской эстрады — театра, горячо и преданно любимого каждым.

"Азбука театра" содержание:
- Азбука театра -- Занавес шумит -- Шекспир и Глобус -- Мольер и Лопе де Вега -- Появление театра в России -- В эпоху Пушкина -- Горе от ума -- Шедевры Гоголя и Островского -- Пьесы Горького -- Лозунги Маяковского -- Актер -- Коммисаржевская и Остужев -- Искусство актера -- Талант артиста -- Амплуа -- Ансамбль -- Антракт -- Балет -- Язык балета -- Бенефис -- Водевиль -- Грим -- Сальвини -- Декорация -- Диалог -- Дирижер -- Драма -- Драматургия -- Зритель -- Партнер -- Инсценировка -- Комедия -- Костюм и котурны -- Макет и маска -- Мельпомена -- Мимика и монолог -- Музей театральный -- Мюзикл -- Опера -- Шаляпин и Чуковский -- Оперетта -- Оперетта и драма -- Оркестр -- Пантомима -- Плакат -- Портфель -- Рампа -- Режиссер -- Мейерхольд -- Реквизит -- Тайна вдохновения -- Система Станиславского -- Театральное здание -- Для детей -- ТЮЗ Брянцева -- Буратино -- Театр Кукол -- Техника речи -- Трагедия -- Фарс -- Фронтовой концерт -- Чтец -- Эстрада -- [Райкин] -- Письмо к читателям -

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Дата публикации: 21.05.2009, 12:52
Автор: Алянский Ю.