На главную



Rambler's Top100

Малоазиатское побережье.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Подписав трехлетний контракт, Кваренги последовал в российскую столицу. Если бы он решился на сухопутное путешествие через страны Западной Европы, свободные от турецкой экспансии, то тогда он должен был из Бергамо направиться путем, уже ему знакомым, — на юг Франции или через Швейцарию, Австрию, Германию. Если бы он избрал морской путь вокруг Европы, то должен был бы отбыть из западных портов Италии — Генуи, Ливорно. Однако Кваренги поехал в Венецию и, по его словам, «дальше в Россию», очевидно, морским путем.

В те годы регулярных пассажирских рейсов не было, и Кваренги с женой должны были подыскивать попутный торговый корабль, следующий через Средиземное, Мраморное и Черное моря к берегам Крыма, в то время уже освободившегося от безраздельного контроля со стороны Турции. Венеция издавна вела самую активную торговлю с Ближним Востоком по Средиземному морю и имела постоянные контакты с Османской империей, совсем недавно проигравшей России войну. К этому периоду Турция с Россией уже на протяжении нескольких лет находились в мирных отношениях.

Кваренги, разумеется, не обладал возможностью зафрахтовать специальный корабль для переезда в Россию, но он и его жена могли быть попутными пассажирами корабля, совершающего торговый рейс по портам Средиземноморья и далее в Черное море. Это подтверждает и трехмесячный (по меньшей мере) интервал между оформлением документов в Венеции (13 октября 1779 г.) и приездом в Петербург (самый конец 1779 г. или самое начало 1780 г.). Рисунки, исполненные Кваренги на малоазиатском побережье, а также то, что он был охвачен страстью к путешествиям и желанием видеть все неизвестные ему архитектурные красоты, позволяют высказать убедительную версию. Подыскивая корабль для переезда в Россию, Кваренги был вынужден считаться с установившимися маршрутами торговых судов, совершавших длинные, наезженные рейсы по средиземноморским портам. Однако возможность по пути в Россию побывать на малоазиатском побережье, прославленном древней историей, была для любознательного человека слишком большим соблазном, тем более, что осень была вполне подходящим временем для такого путешествия.

Бахчисарай 1779 год
Бахчисарай. 1779 год. ГНИМА.

Как свидетельствуют путевые рисунки Кваренги, обнаруженные недавно в миланском собрании Бертарелли, зодчий во время переезда в Россию использовал стоянки корабля и съезжал на малоазиатский берег. Он был заинтересован остатками древнейших сооружений Финикии и своеобразной застройкой турецких городов с островерхими минаретами. На рисунках он изобразил и самого себя в широкополой шляпе, восторженно оглядывающего диковинные древние монументальные стены, барельефы и погребальные сооружения — мегазилы.

Этим переездом Кваренги как бы продолжил свои итальянские путешествия, задачей которых было познание архитектурных ценностей. Увиденное привлекло Кваренги потому, что оно было явлением другого художественного мировоззрения, далекого от привычной идеологии католической Италии. Новые путевые впечатления явились своеобразной подготовкой к тому, что он должен был увидеть в незнакомом северном Петербурге.

Эта версия ставит на свои места и вновь найденные графические документы Кваренги, хорошо объясняющие маршрут, который совершил зодчий по пути в Россию. Наконец, это позволяет объяснить существование в Эрмитажном собрании рисунка с изображением ханского дворца в Бахчисарае. Если Кваренги следовал в Петербург через уже освобожденный от турецкого господства Крым, то, конечно, он не мог миновать один из самых важных центров в Крыму, каким, без сомнения, тогда был Бахчисарай, сохранявший подлинное восточное своеобразие и экзотику. В результате появился прекрасный документ, свидетельствующий о пребывании Кваренги в Крыму и фиксирующий исторический памятник.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Документальных подтверждений маршрута следования Кваренги от Бахчисарая не выявлено. Однако на основании сведений, сообщенных отдельными авторами, можно высказать предположение, что он не рискнул двинуться через огромные просторы необжитых степей юга Восточной Европы и направился на запад и далее через Германию и Прибалтику в Петербург. После долгого пути по скованной холодом Европе Кваренги и его супруга приблизились к русской столице, расположенной, по представлениям тех лет, едва ли не на самом краю света.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 14.04.2010, 17:56.