На главную



Rambler's Top100

Место впадения в Неву реки Тосны.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Ко времени приезда Кваренги Екатерина была пленена талантом и энергией архитектора Камерона. Летом 1780 г. она восторженно писала барону Гримму: «Если бы Вы только видели, что за прекрасную галерею и какие чудесные висячие сады буду я иметь подле моих новых комнат в Царском Селе, вы, наверное, согласились бы, что Камерон — настоящий человек». В ту пору Камерон уже строил колоннаду (Камеронова) и начинал возводить павильон Холодных бань. Неожиданно в 1781 г. на постройке бань произошел ряд аварий, и Екатерина, видя, что строительство Холодных бань претерпевает трудности, дала, очевидно, поручение заняться ими и недавно приехавшему Кваренги. В итоге появился проект Холодных бань Кваренги, не столь романтичный, как замысел Камерона, но и не лишенный уравновешенной красоты. Павильон Холодных бань Кваренги «привязал» к уже существовавшему уровню террасы на сводах будущего висячего сада.

Два комплекта чертежей проекта Кваренги хранятся в ГЭ (с обозначением на плане помещений) и в ГВАХ. На венецианском плане красивее разработан тепидарий с круглым бассейном. Чертежи фасадов и разреза в обоих комплектах отличаются изящно нарисованными парковыми пейзажами. В этом случае Кваренги повторил свой излюбленный прием «оживления» чертежей живописным антуражем.

Река Тосна

Можно предположить, что пуританский проект Кваренги заказчицу не удовлетворил. Это было одним из первых его творческих столкновений со своими коллегами в России. В 1784 г. в казну была приобретена на Неве мыза Ивановская, переименованная в Пеллу. Весной следующего года императрица восторженно описывала своему корреспонденту Гримму природную красоту местности у впадения в Неву реки Тосны. Здесь она задумала выстроить грандиозный дворец, поручив разработку его проектов одновременно двум архитекторам — Старову и Кваренги. Последний писал в 1785 г.: «...е. и. в. удостоила меня чести заказа мне проекта очень большого дворца для нее и для всей императорской фамилии для сельской местности, недавно купленной в Тосне, и для сего уже сделал два эскиза» [28].  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

До последнего времени проект Кваренги был неизвестным, и авторы монографии о Старове Н. Н. Белехов и А. Н. Петров писали: «...выполненные Кваренги эскизы дворца (в Пелле — В. П.)... не дошли до нашего времени». Выявленные нами в итальянских собраниях чертежи полностью раскрывают замысел Кваренги и степень его разработки.

Дворец в Пелле заложили летом 1785 г. по проекту Старова. Непривлечение Кваренги к строительству обширной императорской резиденции вдалеке от Петербурга (свыше 30 км вверх по Неве — В. 77.) объясняется тем, что в то время он был буквально завален работой в столице и руководить воплощением еще одного своего замысла практически не мог. В то же время Старов вел строительство дворцов для князя Г. А. Потемкина в Петербурге и в Островках, на другом берегу Невы, напротив Пеллы, и ему сподручно было заниматься постройкой екатерининского дворца в Пелле. Ко времени проектирования этого дворца (1785) уже строился потемкинский (Таврический) дворец и центральная его часть была вчерне готова. Не имеющий себе аналогий проект дворца вызвал большое одобрение в высоких кругах, а потому и Старов, и Кваренги, каждый по-своему, использовали в проекте для Пеллы композиционные приемы, удачно найденные Старовым в Таврическом дворце. Очевидно, в это время Кваренги и выполнил копии чертежей Таврического дворца для лучшего уяснения его художественных достоинств, с тем чтобы использовать их в проекте для Пеллы.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 26.04.2010, 16:16.