На главную



Rambler's Top100

Метод проектирования и творческое сотрудничество.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Архитектурное кредо, с каким приехал в Россию Кваренги, находилось в известном противоречии с его строительно-техническими знаниями и навыками. В Риме он имел крайне небольшую строительную практику, фактически ограниченную лишь наблюдением за перестройкой храма св. Сколастики. Кроме того, в Петербурге он застал совершенно иные, чем в Италии, условия строительства и специфические, традиционные технические приемы, которые он должен был осваивать параллельно с проектной деятельностью.

В первые же годы после приезда, когда Кваренги пришлось не только проектировать, но и материализовать свои замыслы в совершенно новой для него природно-климатической среде, причем число построек было сразу очень большим, зодчий буквально разрывался между чертежным столом и строительными площадками.

Можно лишь поражаться тому, как быстро он овладел строительной техникой и искусством отделки. Конечно, все строительные и отделочные работы на многочисленных постройках выполнялись с помощью русских и приглашенных часто самим Кваренги итальянских помощников — каменных дел мастеров и искусных специалистов, но надзор, конкретное руководство и решение всех технических задач оставались за самим автором.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Творческий метод разработки проектов хорошо выявляется на многочисленных его эскизах, рисунках и чертежах. Развитие идеи и ее воплощение в строгих линиях проекта осуществлялись двумя путями: один из них — от разработки плановой композиции к решению внешнего облика, проверяемого перспективным изображением будущего здания в реальной или вымышленной среде; другой путь — от объемно-пространственного образа, задуманного в рисунке или наброске как архитектурная фантазия, к детальной компоновке плана.

Главный портик Смольного
Главный портик здания Смольного. Фото 1978 года.

Владение громадным запасом разнообразных композиционных приемов, изученных им еще до приезда в Россию и затем пополненных в Петербурге на постройках его современников, позволяло Кваренги мгновенно подбирать ту или иную известную композиционную схему, подходящую для порученного ему задания. Затем он облекал замысел в четкие архитектурные формы, не очень беспокоясь о технической стороне будущего сооружения, так как конструктивная основа большинства зданий в то время отличалась сравнительной простотой и традиционностью.

Со временем Кваренги накопил технические знания и считался опытным строителем. Его не раз приглашали для разного рода инженерных консультаций и экспертиз на ответственных сооружениях. Так, в 1785 г. его привлекли к очень ответственной экспертизе по поводу тяжелой облицовки мрамором Белого зала (расширенной Фельтеном Светлой галереи) в Зимнем дворце.

Здесь мнение Кваренги столкнулось с соображениями других привлеченных к экспертизе архитекторов — Ю. М. Фельтена, А. Ф. Виста, И. Е. Старова и некоторых других. В результате споров было выработано нужное решение, имевшее важные последствия: постройку особого корпуса и устройство в нем Тронного (Георгиевского) зала было поручено осуществить Кваренги.

В 1789 г. Кваренги с опытными каменных дел мастерами М. Руджиа, Л. Руска и другими провел экспертизу надежности арки перехода из Эрмитажа в театр. В арке были обнаружены опасные трещины. Кваренги заключил, что «кривая арки не соответствует совершенным правилам устойчивости... и что трещины в арке не могли произойти от постройки нового здания, примыкающего к театру, потому что трещины совершенно свежие, а здание завершено вот уже два года. Трещины должны были появиться в пилоне у театра, и театр пострадал бы первым, а этого не произошло. И если не будет обнаружено больше сдвигов, то, кажется, нечего опасаться».

Только огромными навыками архитектора, художника и строителя можно объяснить тот факт, что большинство замыслов Кваренги было искусно реализовано в материале, причем это были сооружения самых различных размеров и разнообразного функционального назначения, а также парадные интерьеры, декоративное их оформление и меблировка. Выявленные теперь графические документы заставляют внести поправку в установившееся представление о том, что Кваренги не оставил эскизов своих проектов. 

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 18.04.2010, 20:07.