На главную



Rambler's Top100

Драматурги Мольер и Лопе де Вега.


Азбука театра.

Читайте так же:


Семнадцатый век необычайно обогатил мировую сцену. Во Франции появился свой великий драматург — Жан Батист Мольер (его настоящая фамилия — По-клен). Как и Шекспир, Мольер был не только драматургом, но и актером, а также создателем своего театра, коллектива актеров. Многие роли в своих комедиях он играл сам. Наиболее известные его комедии — «Тартюф» (1669), «Мещанин во дворянстве» (1670). В них Мольер высмеял эгоизм, себялюбие, духовную пустоту, особенно когда они прикрываются набожностью, ложной скромностью, напускным благочестием. 

Жан Батист Мольер

Долгое время колесил Мольер со своей бродячей труппой актеров по дорогам Франции, терпя нужду и лишения. Но он стойко переносил трудности. И хотел только одного — играть! Смело давал он представления и в деревенском сарае, и в покоях короля. И всюду, веселя и поучая зрителей, выходили на первый план дерзкие, умные и веселые слуги. Искусство Мольера было близко народу, сродни его жизни и заботам. Лев Толстой писал: «Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник».

Не могу не рассказать вам еще об одном драматурге — гении испанской литературы и театра Лопе де Вега. «Чудом природы» назвал его автор «Дон Кихота» Сервантес. И не зря: Лопе де Вега сочинил... 2200 пьес! 

К тому же все они написаны великолепными стихами! Один из биографов Лопе де Вега подсчитал, что великий испанец оставил после себя более... двадцати миллионов стихотворных строк! Некоторые специалисты утверждают, что подобная продуктивность просто физически невозможна. Но даже если допустить, что в приведенных цифрах есть небольшое преувеличение, все же гений драматурга и поэта — бесспорен.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Такое творческое чудо можно объяснить только тем, что будущий писатель с детства обладал талантом импровизировать, то есть придумывать тут же, мгновенно, на ходу. Мальчик начал сочинять стихи в пятилетнем возрасте, еще не умея читать и писать. И отдавал свои завтраки старшим товарищам за то, что они, едва успевая, заносили на бумагу моментально рождавшиеся у него строки. В тринадцать лет Лопе сочинил свою первую комедию.

Драматург Лопе де Вега

Став драматургом, Лопе де Вега создал новый вид комедии, где веселое соседствует с печальным, серьезное — с шутливым. Он написал даже специальную поэму о судьбе испанского национального театра — «Новое искусство писать комедии в наше время». В ней утверждается мысль, что пьесы должны писаться «правдоподобно» и обращаться к народному зрителю.

Наиболее знаменитая пьеса Лопе де Вега — «Овечий источник» (другое ее название— «Фуэнте овехуна»). Сочинена она в 1612 —1613 годах. А сюжет ее таков. Королевские вельможи притесняют крестьян, оскорбляют и пытают их. И тогда крестьяне поднимаются на защиту своей чести, достоинства и свободы. В центре событий — молодая крестьянская девушка по имени Лауренсия. Она оказывается смелее и решительнее многих мужчин.

Вереницу веселых пьес с искусно построенной интригой, сочиненных Лопе де Вега и некоторыми другими его современниками, называют комедиями «плаща и шпаги». Их основные сюжеты вращаются вокруг оскорбленного чувства дворянской, рыцарской чести, а действие развивается быстро, напряженно, стремительно. Мужчины в этих пьесах часто хватаются за шпаги, откидывая романтические театральные плащи.

Еще раз напомню: пьесы Лопе де Вега написаны искрометными стихами. Чтобы вы получили хоть какое-то представление о них, приведу монолог из комедии «Собака на сене» — в блестящем переводе на русский язык поэта и переводчика М. Л. Лозинского; именно он подарил советским зрителям радость встречи с великим испанским драматургом.

Итак, служанка Марсела просит слугу Тристана сказать его хозяину, что... Тристан перебивает ее:

Скажи сама. Я — только дышло этой фуры,
Я — подпись этого письма, Я — только цифра этой сметы,
Я — ножны этого кинжала, Я — только хвост его кометы,
Я — рукоятка этой шпаги, Я — только тень его фигуры,
Я — камень этого забора, Короче — я давным-давно
Я — пляска этого танцора, На этом пальце только ноготь,
Я — обувь этого бродяги, И я прошу меня не трогать,
Пока мы вместе с ним одно.

Наиболее знаменитые пьесы Лопе де Вега много раз ставились на русской и советской сцене: «Овечий источник», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином».

"Азбука театра" содержание:
- Азбука театра -- Занавес шумит -- Шекспир и Глобус -- [Мольер и Лопе де Вега] -- Появление театра в России -- В эпоху Пушкина -- Горе от ума -- Шедевры Гоголя и Островского -- Пьесы Горького -- Лозунги Маяковского -- Актер -- Коммисаржевская и Остужев -- Искусство актера -- Талант артиста -- Амплуа -- Ансамбль -- Антракт -- Балет -- Язык балета -- Бенефис -- Водевиль -- Грим -- Сальвини -- Декорация -- Диалог -- Дирижер -- Драма -- Драматургия -- Зритель -- Партнер -- Инсценировка -- Комедия -- Костюм и котурны -- Макет и маска -- Мельпомена -- Мимика и монолог -- Музей театральный -- Мюзикл -- Опера -- Шаляпин и Чуковский -- Оперетта -- Оперетта и драма -- Оркестр -- Пантомима -- Плакат -- Портфель -- Рампа -- Режиссер -- Мейерхольд -- Реквизит -- Тайна вдохновения -- Система Станиславского -- Театральное здание -- Для детей -- ТЮЗ Брянцева -- Буратино -- Театр Кукол -- Техника речи -- Трагедия -- Фарс -- Фронтовой концерт -- Чтец -- Эстрада -- Райкин -- Письмо к читателям -

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Дата публикации: 27.02.2009, 12:14
Автор: Алянский Ю.