На главную



Rambler's Top100

На Неве.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Контрасты в архитектуре и в городском благоустройстве бросались в глаза на каждом шагу, и Кваренги заносил в карманный альбом то, что видел необычного и интересного. По-видимому, в погожие дни он ходил по городу, отдельные части которого поначалу вызывали у него как у зодчего интерес. Это заставляло его иногда по нескольку раз запечатлевать увиденное в беглом рисунке.

Он воспроизвел одну из улиц Васильевского острова, словно перенесенную из глухой провинции в столицу. Прямую улицу формировали глухие дощатые заборы, ограждавшие озелененные дворы и сады, а ко входам оштукатуренных домов с высокими крышами с переломами вели деревянные мостики, переброшенные через канавы. Глубокая перспектива улицы замыкалась многоглавым Князь-Владимирским собором, построенным на берегу Малой Невы на Петербургской стороне. Другой рисунок фиксирует место, расположенное тоже близко к городскому центру,— реку Фонтанку у Партикулярной верфи с церковью св. Пантелеймона, входившей в комплекс верфи. Она изображена возвышающейся на оплывшем, чуть укрепленном бревенчатой забиркой берегу Фонтанки. Самая подробная информация круизы на пароме по скандинавии тут.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Интересны изображения Каменного острова, на которых художник отразил два контрастных полюса: с одной стороны — неблагоустроенные берега с бревенчатой застройкой островных поселенцев, а с другой — монументальный дворец с развевающимся флагом на высоком флагштоке.

Один из рисунков фиксирует историческое место у слияния с Невой реки Охты. Именно здесь русские войска разгромили крепость Ниеншанц и заставили шведский гарнизон сдаться, что предопределило основание Петербурга. Во времена Кваренги на этом месте было поселение охтинских мастеровых-переведенцев из разных частей России, а православные храмы характеризовали прибрежный пейзаж. Церковь с колокольней «Во имя сошествия святого духа» вошла вместе с одноэтажной застройкой в композицию прекрасного рисунка. Архитектору бросалось в глаза полное отсутствие в Петербурге древних строений и тяжеловесных средневековых храмов, столь характерных для городов Лациума, Тосканы и Ломбардии, изученных когда-то пытливым зодчим. Это было зримым признаком молодости русской столицы, у которой все еще было впереди.

Кваренги обращал внимание на явные особенности петербургского строительства. Почти нигде, за исключением укреплений берегов Невы и каналов, не применялся естественный камень. Здесь все возводилось из обожженного кирпича. Почти все дома штукатурились, и их фасады покрывались земляными на известковом молоке красителями желтого, зеленого, красного, серого и синего цветов. Фасады красили зачастую в два цвета, выделяя белым архитектурные детали. Это придавало городу привлекательный вид даже в пасмурные дни, столь частые в Петербурге.

Игрища на замерзшей Неве
Игрища на замерзшей Неве. ГМИЛ.

Суровая северная природа, обделенная солнечным светом и теплом, грандиозный размах города, еще не устоявшаяся по характеру стиля архитектура — все это заставляло Кваренги настойчиво и пристально изучать среду, в которой он добровольно оказался в зрелом возрасте (36 лет), со сложившимися взглядами, оставив позади все, к чему он привык с детских лет и на чем воспитывалось его художественное дарование. Теперь он должен был войти в новую для него среду обитания, составленную своеобразной архитектурой, понять которую он был обязан, чтобы его творения гармонично влились в систему города и логически продолжили его архитектурное формирование.

Зодчему очень пригодился многолетний опыт познания окружающей его действительности через собственный рисунок. Все то, что привлекало его внимание, останавливало взор и требовало фиксации и размышления, он заносил в свой карманный альбом небольшого формата (12X25 см). Несмотря на сверхчеловеческую загрузку проектированием ответственных сооружений и наблюдением за их строительством, Кваренги много рисовал, потому что рисунок был необходим ему, как воздух, и являлся вторым выражением его натуры. В одинаковой степени он был и архитектором и художником. Границу между этими двумя видами его творческой деятельности провести невозможно. 

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 14.04.2010, 18:53.