На главную



Rambler's Top100

Небывалые вещи Новикова.


О жизни и творчестве И.А.Новикова. Страница 6.


Великую Октябрьскую социалистическую революцию Новиков встретил вместе с передовой русской интеллигенцией, которая с первых дней Советской власти стала верой и правдой служить молодому рабоче-крестьянскому государству. Свою веру в новую, лучшую для народа жизнь писатель выразил в рассказе «Сад» (1918):
«На месте острога, каторжной жизни — да будет полный цветов, благоухающий сад!»
Со свойственным ему общественным темпераментом Новиков включается в работу по созданию новой, социалистической культуры, которую мыслил не иначе как достойную преемницу всего лучшего, что было создано культурой предшествующих поколений. Он энергично трудится в репертуарной секции Наркомпроса, в Государственной академии художественных наук, вместе с В. В. Вересаевым и В. В. Маяковским представляет художественную литературу в Государственном ученом совете. Литературная общественность избирает его председателем Всероссийского союза писателей.

Творческий подъем переживает он и как художник. «Жизнь за революционное десятилетие — также особая тема,— писал Новиков в 1928 году,— трудно ее уложить в короткие строки. Одно могу сказать, что для художника эти годы таят истинное сокровище: они о человеке рассказали небывалые вещи». (Из автобиографии.)

«Небывалые вещи», рассказанные о человеке небывалыми по накалу годами революции, гражданской войны, восстановления, первыми годами переустройства жизни, легли в основу созданных Новиковым по свежим следам тех лет повестей «Ангел на земле» (1921)  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>), «Адам» (1922), «Жертва» (1921), «Возлюбленная — Земля» (1922), «Товарищ из Тулы» (1924), «Красная смородина» (1929), ряда других произведений.

В изображении событий, круто повернувших жизнь России, писатель остается верен своей художнической манере — все, что происходит во внешнем мире, он пропускает через внутренний мир человека, подходит к событиям с высокой мерой человеческой души, взыскующей справедливости и свободы, правды и гармонии, духов-ности и добра, совести и милосердия.

Характерна в этом смысле повесть «Адам». И сюжет, и стиль, и образный строй ее не случайно ассоциируются с библейской легендой о первом человеке, сотворенном богом. Наступившие в России перемены воспринимаются героем повести, «маленьким» человеком Иваном Савельевичем, как полная ломка старого мира, после расчистки развалин которого как бы с нуля создаются новая жизнь и новый человек — новый Адам. Все будет по-иному, не так, как прежде. Это и радует героя повести и тревожит: не исчезнут ли в кровавой схватке противоборствующих классов вместе с социальной несправедливостью вечные нравственные ценности, не пропадут ли свойственные народу доброта, совестливость, душевность. Иван Савельевич на себе ощущает крайности ведущейся ломки — и неизбежные, и те, которых могло бы не быть. Его огорчает, что рядом с настоящими коммунистами, действующими справедливыми методами, есть и «называющиеся коммунистами». Но он же понимает, что все-таки не это главное в революции, а то, что наступившее время — «незаурядное» и что «скрытый смысл», «идея» нового времени — это «человек», каждый «единый человек», его судьба, забота о нем.

Он не только приветствует революцию, но и сознает, что и от его участия зависит успех благородной задачи — «собрать» каждого отдельного человека «в единую храмину» для преобразования жизни на новых, справедливых началах.

«Маленький» человек и его немаленькая роль в истории, в судьбах России, в ее революционных преобразованиях, вместе с тем и его озабоченность крайностями происходящих перемен — мысли писателя об этом красной нитью проходят и в других повестях и рассказах Новикова. Их герои принимают революцию как справедливое возмездие голодных и бедных, как очистительную бурю. А буря эта несла с собой разрушение не только того, что отжило свой век, но, случалось, задевала походя то, чему суждена была долгая жизнь,— духовные богатства, культуру России. Над этими проблемами размышляют герои произведений, написанных вслед за Февральской и Великой Октябрьской революциями («Константинополь», «Ангел на земле»), драматическими событиями гражданской войны («Товарищ из Тулы»). Особо волнует писателя судьба детей, что нередко становились жертвами социальных схваток тех лет («Гарахвена, принц индийский», «Жертва»). Боль Достоевского о невинно пролитой слезинке ребенка приходит на память, когда читаешь страстные, исповедальные повести Новикова о детях.

О жизни и творчестве И. А. Новикова.
Талант и совесть > Формирование > Долг > Характеры > Мера > Вещи > Всем существом > Послеоктябрьское > История > Пушкин > Человек таланта >


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


10.07.2009, 16:10. Я. Волков.