На главную



Rambler's Top100

Неприемлемость копирования.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


В момент знакомства с Кваренги (около 1766 г.) Винченцо Бренна был почти его однолеткой — ему было 20 лет. Однако Бренна произвел на своего сверстника большое впечатление, и именно у него Кваренги познакомился с основами архитектуры и получил, по его собственным словам, «изъяснение первых начал этого искусства». «.. .Найдя его совершенно отвечающим моему вкусу, — пишет далее Кваренги, — я с тех пор перестал думать о живописи и всецело отдался ему». «Таким образом,— заключает Кваренги,— названный г. Бренна явился первым учителем моим в архитектуре» [28].

Именно Бренна сумел пробудить у Кваренги любовь к архитектуре и увлеченность ею. Искра, таящаяся в сердце Кваренги уже несколько лет, вспыхнула пламенем. Теперь главной задачей было дать должное направление этому огню. Все дальнейшее пребывание Кваренги в Риме, вероятно с 1766 г., связано с изучением зодчества, сначала в мастерской архитектора Пьера Паоло Пози Санезе (1708—1776), по мнению Кваренги, «не особенного последователя простой и хорошей архитектуры». Затем Кваренги почти год работал под руководством французского архитектора Антуана Деризе (1697 — 1768).

Приехавший из Лиона Деризе много лет занимался в Риме храмостроением. Он отделал интерьер церкви Андреа и Клаудиа; в 1730-х гг. по его проекту была выстроена в историческом центре Рима, возле форума Траяна, церковь св. Марии, а в 1756 г. он реставрировал храм св. Людовика французского прихода вблизи дворца Медичи. Эти работы принесли ему известность, и на склоне лет он завел студию, в которой пропагандировал свой взгляд на зодчество.

Этот архитектор «был совершенно убежден, что музыкальные пропорции имеют полное значение и в архитектуре.. .» [28], и потому старался обучать Кваренги гармоническим пропорциям, в то время как все остальные, в том числе и архитектор Никола Джансимони (? — 1800), в мастерской которого Кваренги после внезапной смерти Деризе пробыл почти три года, заставляли его «копировать и изучать не самые лучшие постройки в Риме» [28]. Суть обучения архитектурному искусству той поры ясно изложена в статуте Французской академии в Риме. В нем говорится, что знания, которые хочет приобрести архитектор, должны основываться на собирании (копировании) произведений, отличающихся искусством и хорошим вкусом.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

А творчество архитекторов состоит в умении оформления; именно это отличает архитектора от каменщика, хотя многие придают большое значение функции и конструкции. И нельзя отрицать, что архитектор, который хочет использовать свой природный талант, должен иметь много практических навыков, связанных с мастерством каменщика (Hautecoeur L. Histoir de Farchitecture classique en France. Paris, 1952. Vol. IV, p. 38).

Приведенная концепция, по-видимому, была близка Кваренги. Об этом можно судить по словам самого зодчего, который писал Маркези, что его учителя не шли дальше мысли заставлять его копировать и изучать не самые лучшие постройки в Риме, так что мастерские их сделались для него скорее удобным местом, куда можно было приходить рисовать, чем школой, где можно научиться профессии. «...Как только я поступил к этим господам (Паоло Пози Санезе, Никола Джансимони — В. П.), их редкие и малоздравые рассуждения вселили в меня подозрение, что они сошли с верного пути архитектуры и что мне, дабы достигнуть имени среди знающих, следовало переменить направление...» [28].

Французский архитектор Клод-Николя Леду писал по поводу такого метода изучения зодчества: «Архитекторы, которые изучают в Италии различные памятники, служащие им путеводителем, и копируют недостатки ордеров, поставленных один на другой, являются людьми, которые живут отблеском чужой славы. Они считают свои знания пропорциональными усилиям, затраченным на поддержание огня в своих светильниках».

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 11.04.2010, 21:20.