На главную



Rambler's Top100

Оформление Сокольничьего поля.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Парадные помещения — ассамблейный зал на оси главного фасада, парадные лестницы, перистильные и другие залы сгруппированы за главным фасадом с курдонером и шестиколонным портиком, обращенным на Никольскую улицу; в глубине же участка удачно вкомпонован театр римского образца. Огромный полукруглый замкнутый парадный двор является основой всей композиции, а полуциркульная галерея связывает репрезентативную часть комплекса с театром и службами. Известны лишь планы обоих этажей, но и они раскрывают замысел роскошного дворца.

Другой вариант с замкнутым прямоугольным двором известен лишь по плану первого этажа. В нем интерес представляют сильно развитые группы парадных помещений при театре и красивый крестообразный зал с экседрами. Упрощенный вариант проекта дворца Шереметевых, опубликованный Г. Г. Гриммом [25, с. 186], был разработан не сразу, и автор искал решение, меняя местоположение театра, но сохраняя часть участка в глубине для небольшого пейзажного сада. Необходимость конкурентной борьбы и требование заказчика быть предельно реалистичным при разработке проекта заставили Кваренги исполнить пять вариантов, радикально меняя композицию и взаиморасположение групп дворцовых помещений. Процесс творческого мышления зодчего развивался от сложного к простому: замкнутая композиция с одним портиком первоначальных двух вариантов переродилась в композицию дворца с глубоким курдонером и тремя портиками и, наконец, во дворец с парадным входом со стороны сада.

Хранящиеся в ГЭ чертежи фасадов и разрезов, относящиеся к варианту проекта с садом, свидетельствуют о желании автора создать представительный дворец для размещения художественных коллекций. Этому желанию сбыться было не суждено. Ни один из проектов всех четырех участников конкурса так и не был осуществлен.

На Сокольничьем поле
Оформление праздничного гулянья на Сокольничьем поле в Москве по поводу коронации Александра I. 1801 г. МСМБ.

В середине октября 1801 г. в Москве должно было состояться гулянье по поводу коронации Александра I. Оформление Сокольничьего поля — места гулянья выполнили по проекту молодого московского архитектора В. П. Стасова (1769— 1848). По-видимому, Кваренги тоже надеялся привлечь внимание нового монарха и предложил свой проект оформления празднества. Среди его чертежей сохранился такой проект с павильонами, фонтанами, стелами, качелями и другими декоративными сооружениями для Сокольничьего поля. Однако надежды Кваренги не оправдались, и его проект или запоздал, или был отклонен.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Позднее зодчий привлекался к переделке фасадов Главного Адмиралтейства. Он запечатлел вид старого Адмиралтейства в двух рисунках, акцентируя внимание на надвратной башне, созданной некогда архитектором И. К. Коробовым (1700— 1747). С конца XVIII в. все отчетливее выявляется необходимость перестройки Адмиралтейства, получившая конкретное обоснование в начале XIX в. с ожидавшимся учреждением Министерства морских сил. Эта идея стала воплощаться в проектах.

В то время (с 1802 г.) главных адмиралтейств архитектором был Ч. Камерон, и, очевидно, ему принадлежит неподписанный проект переделки главного фасада, выполненный в строгих формах античной классики. Придать утилитарно-монотонным фасадам Адмиралтейства облик, достойный центра столицы, решил тогда же и Кваренги, о чем свидетельствуют два его чертежа, хранящихся в ГББ. Кваренги, как и Камерон, сохранял неприкосновенным шпиль (вероятно, таково было требование Адмиралтейств-коллегий), но подкупольный объем, в отличие от Камерона, он охватил накладными портиками и обогатил главный фасад трехчетвертными колоннами с десятиколонным портиком у основания башни; на концах протяженного (около 400 м) фасада автор предусмотрел портики с глубокими лоджиями; он щедро оснастил фасад круглой скульптурой и рельефом на огромном фронтоне у башни. Чертежи характеризуют поиски: на одном чертеже башни зодчий пробует применить дорический ордер, на другом чертеже — коринфский, соответственно предусматривая больше или меньше скульптурного убранства.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 02.05.2010, 17:01.