На главную



Rambler's Top100

Опера. Наследники Орфея.


Азбука театра.

Читайте так же:


Орфей был необыкновенным певцом и музыкантом.

Когда он пел и играл на лире, заслушивались не только боги и люди, — дикие звери выходили из леса, очарованные необыкновенными звуками. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать волшебную музыку. При звуках Орфеевой лиры затихало море. И даже страшного дракона, наводившего ужас на всю страну, пение Орфея сделало смирным и послушным.

Орфей полюбил нимфу Эвридику и женился на ней. Но, ужаленная змеей, Эвридика умерла. В глубоком горе отправился Орфей за нею в царство мертвых, захватив с собой волшебную лиру. Владычица загробного царства Персефона и грозный страж этой мрачной страны пес Цербер были покорены печальной музыкой Орфея. Персефона согласилась вернуть Орфею жену, однако с условием: он не должен ни разу взглянуть на нее, пока они не достигнут земли, своего дома. Орфей не выдержал — посмотрел на жену. И Эвридика исчезла навсегда..  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>).

Эта история из древнегреческой мифологии стала повторяющимся сюжетом не только первых в мире опер, но и многих последующих музыкальных произведений. А опера — это музыкально-драматический спектакль, где люди не разговаривают, а поют. Казалось бы, пение выглядит на сцене вполне естественно, если разыгрывается сказочная история певца Орфея. Но вот вы приходите в театр и ждете начала оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Роман в стихах Пушкина начинается с описания жизни главного героя, его характера, привычек, склонностей, вкусов. Как же передать эти прекрасные стихи в оперном спектакле? И потом, герои Пушкина не поют, а разговаривают. И все же начинается пение!

Опера

Иногда можно услышать такое мнение: опера неестественна. В жизни люди, общаясь друг с другом, не поют. Поэтому опера, с точки зрения обыкновенного правдоподобия, не выдерживает никакого сравнения с драмой или комедией, где люди говорят, как в жизни. Но и тут нас подстерегает подвох. Ведь есть немало пьес для драматического театра, написанных стихами! Как же тогда отнестись к ним? Ясно же, что стихами в жизни тоже не разговаривают!

Секрет нашего восприятия заключен в том, что театр — это всегда игра, пусть порой и очень серьезная. А раз игра, — значит, существуют и правила игры. Приходя в театр, чтобы посмотреть, например, одну из блестящих стихотворных комедий Лопе де Вега, мы сразу же понимаем «правила игры» и принимаем их, как обязательное условие. Тем более что мы в театре не наблюдатели, а, как вы уже знаете, партнеры. И мы увлекаемся не только событиями на сцене, но и высокой поэзией.

То же происходит и в опере. Приходя в оперный театр, мы внутренне готовы услышать музыку, пение, аплодируем любимым певцам, дирижеру, артистам оркестра. Чарующие мелодии оперы входят в наше сознание, память и остаются в них навсегда. Родившись около трех веков назад, опера давно завоевала мир. Впервые зазвучала она в солнечной, веселой, жизнерадостной Италии XVII века. Итальянцы — народ, наделенный редкостной музыкальностью, отличным слухом, прекрасными голосами. Они поют — работая, поют — отдыхая, поют — объясняясь в любви, поют — испытывая печаль... И все это отразил театр.

Сегодня в мире много разновидностей оперы. Она изменяется под влиянием времени, а иногда и моды. 

"Азбука театра" содержание:
- Азбука театра -- Занавес шумит -- Шекспир и Глобус -- Мольер и Лопе де Вега -- Появление театра в России -- В эпоху Пушкина -- Горе от ума -- Шедевры Гоголя и Островского -- Пьесы Горького -- Лозунги Маяковского -- Актер -- Коммисаржевская и Остужев -- Искусство актера -- Талант артиста -- Амплуа -- Ансамбль -- Антракт -- Балет -- Язык балета -- Бенефис -- Водевиль -- Грим -- Сальвини -- Декорация -- Диалог -- Дирижер -- Драма -- Драматургия -- Зритель -- Партнер -- Инсценировка -- Комедия -- Костюм и котурны -- Макет и маска -- Мельпомена -- Мимика и монолог -- Музей театральный -- Мюзикл -- [Опера] -- Шаляпин и Чуковский -- Оперетта -- Оперетта и драма -- Оркестр -- Пантомима -- Плакат -- Портфель -- Рампа -- Режиссер -- Мейерхольд -- Реквизит -- Тайна вдохновения -- Система Станиславского -- Театральное здание -- Для детей -- ТЮЗ Брянцева -- Буратино -- Театр Кукол -- Техника речи -- Трагедия -- Фарс -- Фронтовой концерт -- Чтец -- Эстрада -- Райкин -- Письмо к читателям -

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Дата публикации: 19.05.2009, 15:35
Автор: Алянский Ю.