На главную



Rambler's Top100

Ощущение истории Новиковым в 30-е годы.


О жизни и творчестве И.А.Новикова. Страница 9.


Тридцатые годы приметны для советской литературы появлением наряду с талантливыми книгами о современности значительных произведений из истории нашей Родины. «Ощущение истории» все возрастало,— вспоминал о тех годах И. А. Новиков,— и все чаще возникали мысли о том, какое значение имеет наше прошлое для настоящего и даже для будущего. Мысли об этом привели меня также и на путь исторического романа». (Из семейного архива Новиковых.)

В 1929-1930 годах Новиков создает трилогию «Город. Море. Деревня» («Повесть о Спиридоновых», «Феодосия», «Заовражье»). Здесь та же тема, что и в романе «Между двух зорь»,— первая русская революция и последовавшие за нею годы реакции. Однако заметна и резкая разница в изображении и оценке событий. Серьезная эволюция в мировоззрении писателя помогла ему по-иному осмыслить незабываемый 1905-й год. В трилогии действуют не только ищущие выхода из тупика интеллигенты, но и истинные творцы революции — рабочие, солдаты, матросы, крестьяне, представители социал-демократической партии. Перед читателем проходят широкие, исторически верные картины «кровавого воскресенья», восстания на броненосце «Потемкин», декабрьской вооруженной битвы в Москве.

Выпукло и ярко нарисованы в трилогии профессиональный революционер Алексей Спиридонов, шахтер Кирилл, солдат Иван Спиридонов, матрос Петр Ершов. Новиков создал и здесь запоминающиеся женские образы: работница Наталья Спиридонова, которой события революции открыли глаза на жизнь; гимназистка Татьяна Ганейзер, возвращающаяся после матросского восстания на юге в Москву с аллегорическим «феодосийским загаром», «очень крепким», «на всю жизнь»; пришедшая в революцию из «последних усадеб» и гибнущая на баррикадах Пресни Варвара Алисова. «У меня цела до сих пор карточка Вари Алисовой; я ее знал. На карточке видны веснушки; это как множество пуль, которые не одна она приняла, и это лицо — как расстрелянный девятьсот пятый» — такой великолепно найденной метафорой заканчивает Новиков свою трилогию, ставя как бы точку и над тревожившей его с первых писательских шагов проблемой места интеллигенции в судьбах России: вот оно, это место,— в революции, но не в созерцании ее, а в деятельной борьбе за победу народа.

О жизни и творчестве И. А. Новикова.
Талант и совесть > Формирование > Долг > Характеры > Мера > Вещи > Всем существом > Послеоктябрьское > История > Пушкин > Человек таланта >


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


10.07.2009, 16:41. Я. Волков.