На главную



Rambler's Top100

Особенности фильмов Сеннета. История комедий в периодах.



Комедии Мака Сеннетта в периодах.


Когда-то Шопенгауэр и Кант, говоря о теории комического, приводили примеры словесного комизма. «Если,— говорит Кант,— какой-нибудь остряк ра.сскажет о горе одного купца, который, возвращаясь из Индии со всеми своими товарами в Европу, в страшную бурю должен был выбросить за борт все и горевал об этом до такой степени, что у него в одну ночь поседел весь парик, мы смеемся...» «Одинслуга,— рассказывает Шопенгауэр,— смазывал маккассаровым маслом облезшую тюленью шкуру на сундуке своего господина, чтобы она снова обросла волосами; при этом он несомненно думал, что маккассаровое масло содействует ращению волос».  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Оба эти анекдота смешны, и можно себе представить, какой хохот вызывали эпизоды в фильмах Мак Сеннетта, в которых парик седел, а облезшая шкура, смазанная мазью для ращения волос, обрастала густым мехом. Такими же приемами комического, основанными на элементарных логических ошибках, пользовались Мак Сеннетт и его последователи. Комизм анекдотов, подобных приведенным Кантом и Шопенгауэром, усиливался от того, что они получали зрительное выражение на экране.

В картинах последователей Сеннетта все совершалось и совершается вопреки законам природы. Опровергая закон Архимеда, воздушные шары тонут, а камни поднимаются в воздух; граница между органическим и неорганическим миром эксцентрически стерта: вылинявший ковер, облитый мазью для ращения волос, покрывается обильной растительностью; масштабные, пространственные и иные соотношения объявлены вне закона: средней тучности мужчина, упавший в пруд, выплескивает из него всю воду («Мания женитьбы»), от одного выстрела с дерева падают все листья, изнемогающий от жажды путник выпивает за один присест целую лужу воды («Герой пустыни»), пятизарядный револьвер стреляет подряд столько раз, сколько нужно для сюжета («Прерванный роман Тилли»), бильярдные шары двигаются не по прямым линиям, а по кривым, вопреки законам физики («Шерлок младший»). Герою тупой пилой отпиливают зад («Его новая работа»), его колотят по плеши огромным молотком («Роковой молоток»); человека собирают из разрозненных частей, как паяца; один герой прыгает другому в живот («Шерлок младший») и т. д.

В ранних фильмах Сеннетта (1912—1915), созданных в руководимой им студни «Кистоун», эксцентрика отсутствовала, зато комических несообразностей было очень много. Все эти комические несообразности в лучших фильмах Мак Сеннетта совершались в бешеном темпе и крайне ритмично; уже в ранних его комедиях можно наблюдать ритмичность движений актеров («Зарабатывая на жизнь», «Двадцать минут любви») и безумную скорость развития действия.

Уже упоминалось о том, что комические фильмы Сеннетта выпускались сериями. В одних случаях определяющим в серии был исполнитель главной роли (серия Тюрпина, серия Фатти), в других — специфический материал, используемый для достижения комедийного эффекта.

Бестер Китон, известный американский кинокомик, написал впоследствии краткую шуточную историю комических фильмов Сеннетта. Он разделял эту историю на шесть периодов.

1. Период взрывов. Первые комические фильмы строились всецело на различных эффектах взрывов. Можно было видеть только взрывающиеся дома, петарды, бомбы и бикфордовы шнуры. Именно в этот период возникло правило употреблять дублеров для замещения главных актеров, так как последним вряд ли хотелось быть отправленными на небо силою взрыва и там флиртовать с ангелами.

2. Период кремовых тортов. Это был период когда нельзя было встретить ни одного комического фильма без того, чтобы актеры там не бомбардировали друг друга всевозможными предметами: тестом, творогом, кремовыми тортами.

3. Период полисменов. В один прекрасный день заметили, что человек самой серьезной внешности, одетый в мундир полицейского, может быть превращен в мишень для самых разнообразных шуток. Комические фильмы тогда состояли из приключений полисменов, заставлявших смеяться до слез тех, кто на самом деле должен был бы относиться с почтением к полиции...

4. Период автомобилей. Вне зависимости от развития кинематографа, как такового, ничто не оказывало такого благотворного влияния на развитие комических фильмов, как автомобили. Это был период фильмов, которые показывали самые невероятные автомашины и целый ряд несчастий, случившихся с теми, кто имел смелость сесть в автомобиль, не умея им управлять. Статистика этого времени отметила увеличение продажи автомобилей.

5. Период купальных костюмов. В эту эпоху кинорежиссер брал одну, двух или нескольких красивых девушек, надевал на них купальные костюмы, после чего заставлял их резвиться, как будто бы им было 5—6 лет. Комический фильм был готов. Все молодые хорошо сложенные девушки покупали купальные костюмы, запасались билетом в Лос-Анжелес и считали себя звездами.

6. Период настоящий. В конце концов поняли, что комические фильмы требуют не автомобилей, не купальных костюмов и кремовых тортов, а совсем другого — юмора. Поняли, что для того, чтобы сделать хороший комический фильм, нужны не только хорошие актеры и хороший сценарий, но также и юмор, и прежде всего юмор.

Комические короткометражки Сеннетта, поставленные в 1912—1915 гг., не укладывались, однако, в шуточную историю, написанную Бестером Китоном. В них, действительно, были и смешные подпрыгивающие полисмены, и фривольно раздетые купальщицы, и взрывы, и швыряние кремовыми тортами. Однако, перечисляя в мнимо хронологической последовательности Характерные атрибуты «Кистоун», Китон забыл упомянуть о самом существенном.

Ранние комические фильмы Сеннетта были построены на постоянных актерских масках и снимались чисто импровизационным способом. В этом их принципиальное сходство с итальянской народной комедией (commedia dell' arte ).

Джильберт Вивьен Селдес, один из лучших знатоков американского кино, в своей книге «Один час с немыми и звуковыми картинами» настаивает на том, что сеннеттовская «комедия затрещин» происходит от американских народных зрелищ (театры бурлеск), которые он рассматривает как своеобразное видоизменение комедии масок.

Проще всего, казалось бы, объяснить применение «импровизационного метода» постановки комических короткометражек экономическими затруднениями Сеннетта, отсутствием оборудованных съемочных площадок, необходимостью выпускать продукцию «Кистоун» бесперебойно, с пулеметной быстротой. Именно так и поступают зарубежные исследователи организационной и творческой деятельности Сеннетта — Джин Фаулер, Рабей Джемс Минни, Роберт Пайн и др.

В действительности «импровизационный метод», органически свойственный народному ярмарочному театру, театру марионеток, театру пантомимы, комедии масок, потому и применяется в «Кистоун», что комические фильмы, создаваемые на этой студии, были своего рода народным зрелищем не только по форме, но очень часто и по содержанию.

Драматургия и поэтика комических лент Сеннетта были тесно связаны с импровизационным способом их создания и даже во многом определялись этим методом.

В статье «Психология кинокомедии», помещенной в 1918 г. в журнале «Моушн Пикчер Клессик», отмечается, что основные комические ситуации комедий Сеннетта — это «унижение достоинства» (fall of dignity) и «неузнавание» (mistaken identity).

Обычно «унижение достоинства» происходило с людьми обеспеченными и хорошо одетыми, и чаще всего это «унижение» мотивировалось «неузнаванием». Многие комедийные приемы, которые составляют жанровое своеобразие комических фильмов фирмы «Кистоун», рождались и закреплялись в процессе применения метода импровизации.

Почти ежедневно актерский ансамбль «Кистоун», включающий героя, героиню, пьяницу, полисмена («копа»), усатого злодея, бродягу, седовласую благородную мать семейства, собачонку, кошку, ребенка, захватив с собою бутафорские кирпичи и кремовые паи, выезжал в восемь часов утра со студии Эдендейл «на натуру». Порой игровые сценки импровизировались на фоне декораций и массовых сцен, подготовленных другими студиями. Иногда же актеры «Кистоун» впутывались в реальную уличную драку или, наоборот, затевали ссору с первым попавшимся, типажно подходящим субъектом, вмешивались в ряды участников демонстраций, шествий, митингов. Оператор, предусмотрительно спрятанный от посторонних глаз в закрытом автомобиле, снимал импровизированные комические сценки, попадавшие в поле зрения аппарата.

Таким образом, кстати, был создан в 1912 г. первый фильм «Кистоун»— «Коген в Кони-Айленд». В этой короткометражке нью-йоркский парк развлечений был бесплатным фоном, на котором разыгрывались примитивные перипетии комедийного сюжета. В Лос-Анжелосе комики «Кистоун» однажды присоединились к многолюдной патриотической демонстрации. Оператор, скрытый в фургоне для развозки белья из прачечной, снимал комические столкновения кистоунцев между собою и с демонстрантами. В результате этого «творческого эксперимента» появился фильм Сеннетта «Великая армия республики». Просмотрев на следующий день отснятый материал, Сеннетт наскоро с теми же актерами доснимал недостающие для создания осмысленного сюжета сцены.

Иногда импровизационный метод применялся в Эдендейле не только на съемочных площадках, но и за монтажным столом. Так, один из «адъютантов» Сеннетта Ол Мак-Нил, специализировавшийся в «Кистоун» на монтаже комических лент, нередко «производил» очередной боевик Сеннетта при помощи виртуозной склейки монтажных обрезков, хранившихся «про запас».

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсы Особенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 27.09.2010, 16:24.