На главную



Rambler's Top100

П-образный корпус Александровского дворца.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Понимая, что открытая ротонда в условиях северного климата практически неприемлема, и, кроме того, стремясь освободить дворец от большого числа помещений для придворных, Кваренги создал новую превосходную композицию плана с дугообразными переходами к флигелям для придворных. В данном случае зодчий снова возвратился к залу с полуротондой. Желая совсем освободить дворец от прямых контактов со службами, Кваренги отказался от дугообразных галерей и выделил службы в отдельно стоящие парные корпуса, органически введенные им в широкую ансамблевую композицию дворца. Колоннада сильно приближена к центру здания и сокращена на два пролета или одну колонну. Такой вариант проекта запечатлен на прекрасно выполненном чертеже (план, фасады), хранящемся в АКБ, и, кроме того, это решение воспроизведено на генеральном плане царскосельских парков (хранится в частном собрании жителя города Бергамо), на котором обозначены правильные габариты Александровского дворца с двумя П-образными служебными корпусами, фланкирующими главный подход ко дворцу.

Пример художественного решения спальной
Пример художественного решения спальной. ГВАХ.

Невозможность по ситуации местности, отведенной для дворца, получить необходимый фронт для раскрытой композиции с дугообразными крыльями и для варианта с симметрично расположенными корпусами служб заставила Кваренги, сохранив найденную композицию дворца, отказаться от создания широкого пространственного ансамбля. Служебный кухонный П-образный корпус он разместил асимметрично, ближе к улице со стороны бокового фасада, вне композиционной связи с дворцом. Именно в такой вариации Александровский дворец и построен.

Перспектива картинной галереи
Перспектива картинной галереи, вписанная в разрез. АКБ.

Александровский дворец — свободно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, — предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли с циркумференцией служебных флигелей, изолировавших пространство парадной эспланады от сада. Ансамбли Екатерининского и Александровского дворцов стали ярким воплощением двух архитектурных мировоззрений: барокко — с замкнутыми ансамблями («ансамблем в себе») и классицизма — с открытыми ансамблями, формирующими окружающее пространство.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Гостиная в Александровском дворце
Гостиная в Александровском дворце. Пример проекта отделки дворцовых помещений. Конец 1790-х г. ГЭ.

Процесс проектирования дворца и поисков его окончательного решения занял всего лишь 1792 г., так как уже 5 августа этого года были начаты торги на постройку. Строительными работами руководили последовательно И. В. Неелов, а затем Е. Т. Соколов (1750—1824) и, наконец, П. В. Неелов (1749—1848). К 1775 г. Кваренги уже разработал чертежи отделки помещений. К выполнению декоративной живописи во дворце Кваренги привлек своих соплеменников художников-декораторов Антонио делла Джакома и Джакомо Феррари. Полностью дворец был закончен около 1800 г.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 18.04.2010, 21:52.