На главную



Rambler's Top100

Персонаж Чейса в ранних фильмах Чарли Чаплина.



Пьяница и дебошир.


Персонаж, которого изображал Чаплин в «Кистоун», обычно выступал в помятом котелке, обдерганном жилете, семенил на кривых ногах с широко расставленными носками. Опрометью удирал он от преследователей и уморительно сворачивал на бегу за угол, подняв при этом одну ногу и тормозя другой; в руках у него была тонкая бамбуковая тросточка; получив удар, он вежливо, словно благодаря, дотрагивался ею до своего котелка. При всем внешнем сходстве с будущим Чарли, этот персонаж обладал совершенно иным характером. В афишах и проспектах фирмы «Кистоун» он назывался Чейс... По характеру, навыкам, привычкам Чейс был весьма близок к остальным персонажам фирмы «Кистоун».

Вороватый проходимец, прожорливый завистник, сластолюбивый альфонс, раздражительный лентяй, трусливый фанфарон, бесхарактерный пропойца, тупой штрейкбрехер — таковы оттенки характера Чейса.

В фильме «Лучший жилец» Чейс становится любовником хозяйки меблированных комнат, в «Мэйбл за рулем» Чейс, участвуя в автогонках, подкупает гангстеров, чтобы уничтожить конкурента петардами, в «Двадцати минутах любви» он крадет часы у прохожего, в фарсе «Ее приятель бандит» бандит Чейс втирается в общество под видом графа де Вина, в «Нахальном джентльмене» он зайцем пробирается через отверстие в заборе на скачки, в фарсе «Тесто и динамит» штрейкбрехер Чейс работает в пекарне, отказываясь присоединиться к забастовщикам.

Воровство, мелкие кражи, штрейкбрехерство, пьяный дебош — основное содержание картин с участием Чейса. В некоторых случаях очередное приключение Чейса, благодаря мастерскому исполнению Чаплина, превращалось в забавную пантомимическую клоунаду. При постановке фарса «Тесто и динамит» одна из сценок, разыгранная Конклнном и Чаплином, была выпущена в виде отдельного фильма под названием «Эти муки любви».  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Когда же в короткометражных фильмах «Кистоун» не использовались отдельные сценки из репертуара «Карно Пантомим Компани», то создавались грубые, примитивные фарсы, построенные на драках, погонях, ударах кирпичом по голове и ногой в зад.

Таков, например, сохранившийся в Госфильмофонде фарс «Роковой молоток».

1. Сад. В саду под деревьями стоят Мэйбл и Мак. Мак — здоровый детина с идиотическим выражением лица. Он ухаживает за Мэйбл. «Ухаживание» выражается в том, что он демонстрирует свою ловкость, задирая поочередно ноги выше головы.

2. Неподалеку в саду, возле привязанных к дереву качелей, стоит Чейс. Он ревниво наблюдает за Маком и Мэйбл. Поведение Мака не нравится Чейсу. Он швыряет в Мака кирпичом.

3. Мак увертывается от кирпича. Кирпич попадает в голову Мэйбл. От удара глаза Мэйбл перекашиваются. Она поднимает кирпич и швыряет им в Чейса.

4. Кирпич попадает в голову Чейса. Чейс валится с ног.

5. Мак плотоядно смотрит на Мэйбл. Он еле удерживается от мучительного желания ударить ее ногой пониже спины. Потом грозит кулаком Чейсу, причем случайно задевает Мэйбл кулаком по лицу. Мэйбл дает ему затрещину.

6. Оправившись от удара, Чейс поднимает упавший на землю котелок и направляется...

7. ...к Маку и Мэйбл. Мак и Чейс свирепо смотрят друг на друга. Мак выше ростом, шире в плечах, кулачищи у него больше. Чейс меньше ростом, но изворотливее и находчивее. Мак угрожающе размахивает кулаками. Чейс испуганно роняет котелок, нагибается, чтобы его поднять, и неожиданно ударяет Мака изо всех сил в ухо.

8. У привязанных к дереву качелей появляется третий поклонник Мэйбл Эмброс. Это плотный высокий мужчина с моржовыми усами и вытаращенными рачьими глазами. В отличие от оборванцев Чейса и Мака он прилично одет. Эмброс озирается по сторонам.

9. Мэйбл замечает Эмброса. Бросается к нему.

10. Подбежав к Эмбросу, Мэйбл падает в его объятия.

11. Обалдевший от удара в ухо Мак стоит, прислонившись к дереву. Чейс щекочет Мака, чтоб привести его в себя. Маку становится лучше. Соперники смотрят друг на друга. Собираются вступить в драку. Чейс сбрасывает с одного плеча пиджак — вот-вот кинется на Мака. Мак и Чейс замечают...

12. ...Эмброса и Мэйбл, любезничающих на качелях.

13. Чейс и Мак поспешно подбирают с земли кирпичи. Бегут из кадра.

14. Эмброс и Мэйбл сидят на качелях. Подкравшийся сзади Чейс изо всех сил лупит Эмброса кирпичом по затылку. Эмброс воспринимает удар кирпичом как заигрывание со стороны Мэйбл. Хихикает, ежится от удовольствия. Чейс и Мак недоумевающе переглядываются. Мак со всего размаху бьет Эмброса кирпичом по затылку. Та же реакция. Чейс и Мак в полном смятении: Чейс прикладывает руку ко лбу, словно хочет измерить себе температуру, Мак хватается за голову. Решают продолжить свои «эксперименты». Схватив каждый по кирпичу, одновременно наносят Эмбросу удар. Та же реакция. От ударов Эмбросу становится жарко. Он снимает соломенную шляпу, оборачивается и замечает своих соперников. Чейс и Мак бросают кирпичом в Эмброса и...

15. ...бегут по саду...

Примитивному фарсовому сюжету «Рокового молотка» соответствовала и не менее примитивная техника актерской игры. Мак Суэйн (Эмброс) и Мак Сеннетт (Мак) гримасничали и ухмылялись, суетливо жестикулировали и неуклюже бегали по саду. Чаплин (Чейс ) гримасничал несколько меньше, ухмылялся реже, но так же, как и его партнеры, скашивал глаза, получив удар кирпичом или молотком по голове, а падая на траву или песок, беспричинно высоко задирал ноги.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмы ЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 27.09.2010, 18:19.