На главную



Rambler's Top100

Петербургская ратуша.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Вызывают особый интерес не опознанные до сих пор чертежи фасадов трехэтажного здания с арочной галереей понизу и ритмом сдвоенных колонн коринфского ордера. Чертеж, хранящийся в ГМИЛ с изображением галереи из пяти арок, и другой, опубликованный в издании 1843 г. (из семи арок), не дают никаких поисковых данных, но на идентичном (в пять арок) чертеже, хранящемся в ИФЧВ, фасад вписан в конкретную городскую среду, показаны двух-трехэтажные обывательские дома и слева над ними — возвышающийся купол на барабане, по своему очертанию соответствующий куполу Казанского собора, поднявшемуся уже в середине первого десятилетия XIX в.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Это позволяет точно определить место, где предполагал строить и, может быть, выстроил это здание Кваренги. Оно могло быть только на Гостиной улице, близ Невского проспекта. Именно здесь в 1800 г. под наблюдением близкого Кваренги архитектора Джакомо Феррари (1747— 1807) сооружалась ратушная башня, в связи с которой по Гостиной улице был полностью перестроен гильдейский дом для помещения Ратуши, или Городской думы. Торжественно-репрезентативный характер рассматриваемых фасадов Кваренги мог соответствовать только зданию, в котором совмещались торговая и общественная функции.

Проект фасада Петербургской ратуши
Проект варианта фасада со сдвоенными полуколоннами Петербургской ратуши. 1790 г. ИФЧВ.

Другой чертеж не менее торжественного фасада двухэтажного торгово-общественного здания, хранящийся в ГББ, поражает помпезностью коринфского большого ордера и не оставляет сомнения в том, какой образец взял Кваренги в качестве эталона красоты. Имеется в виду палаццо делла Префеттиццио (дель Капитанио, архит. А. Палладио) в Виченце. Образец и в функциональном отношении соответствовал смыслу спроектированного Кваренги здания ратуши. Огромные прямоугольные окна на втором этаже могли предназначаться лишь для общественно важных помещений, так же как и торжественный характер архитектурного образа. Очевидно, этот фасад следует отнести к неосуществленному варианту фасада Ратуши. Об этом свидетельствует иконография. Можно с неоспоримостью заключить, что и двухэтажный фасад, и фасад трехэтажного здания со сдвоенными коринфскими колоннами являются неосуществленными вариантами Ратуши, выстроенной по упрощенному проекту Кваренги.

Фасад Петербургской ратуши с большим ордером
Вариант проекта фасада Городской Думы (или Петербургской ратуши) на Гостиной (Думской) улице. 1790 год. ГББ.

Декоративный ордер (ионический в натуре и коринфский в неосуществленных вариантах) был обусловлен особо важным значением здания, которое с Серебряными рядами связала возведенная на их стыке традиционная в Западной Европе ратушная башня. К сожалению, здание Думы было радикально перестроено в 1840-х гг. архитектором Н. Е. Ефимовым (1799- 1851).

Еще одно участие Кваренги в формировании торгового центра ознаменовалось постройкой в 1790-х гг. по его проекту Малого Гостиного двора, фасады которого заняли конец Гостиной улицы, Чернышева (Ломоносова) переулка, против ограды Ассигнационного банка, и небольшой участок Екатерининского (Грибоедова) канала. Замкнутый контур неправильного четырехугольника охвачен с трех сторон красивыми фасадами с традиционной аркадой внизу и двумя этажами с элегантными тройными палладианскими окнами, в композицию которых зодчий ввел изящные ионические колонны.

Это одно из лучших сооружений Кваренги подобного рода, в котором сохранились большие Фрагменты без переделок. Очевидна необходимость его полной реставрации и целесообразного использования в наши дни.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 12.05.2010, 21:10.