На главную



Rambler's Top100

Петербуржские рисунки.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Рисунки почти всегда предназначались только для него самого и были своеобразным дневником его жизни и раздумий. Рисунки выполнялись пером с оттенением кистью и введением легкой акварели (сепия, и порой неяркого цвета). В некоторых, редких случаях Кваренги дублировал рисунки и дарил их своим друзьям. Желая показать архитектурное окружение, в которое его перенесли судьба и собственная воля, он посылал рисунки с изображениями Петербурга и окрестностей в Италию своим единомышленникам — архитекторам Теманца, Сельва, скульптору Канова, другу Реццонико и другим.

Воспоминания о Бергамо
Воспоминания о Бергамо. Рисунок Д. Кваренги по памяти. ГББ.

В конце XVIII в. Кваренги послал в Венецию Сельва ряд своих воспроизведений петербургских видов и изображений столичных пригородов. По сведениям Антонио Дьедо, его учитель Сельва, возглавлявший кафедру архитектуры в Академической школе в Венеции, широко использовал прекрасные рисунки своего далекого друга в целях иллюстрирования лекций. практический курс немецкого языка, отзывы читателей.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Ныне в галерее Венецианской академии художеств хранится свыше тридцати петербургских рисунков Кваренги, оставшихся в наследство от Сельвы, умершего в 1819 г. Среди них 13 рисунков с видами русской столицы, 10 — с изображениями Петергофа, восемь посвящены Царскому селу и по одному рисунку — Павловска и Шлиссельбурга. Эти рисунки в совокупности с хранящимися в бергамаской библиотеке, в частных коллекциях Италии и в музеях России с необыкновенной ясностью представляют картину русской столицы на рубеже XVIII и XIX вв.

Кваренги импонировали простота, уравновешенность и строгость архитектуры ранних произведений, таких, как здание Двенадцати коллегий. Регулярность он прослеживал в архитектуре башни Адмиралтейства, здания Кунсткамеры, развернутого на Неву, и даже в архитектуре храмов Рождества на Невской першпективе и святого Сампсония на Невке. Вместе с тем Кваренги с неудовольствием взирал на грандиозный царский Зимний дворец с бесчисленными украшениями и статуями на аттике над колоннами. Творец здания — архитектор Ф.-Б. Растрелли (1700—1771) возложил на колонны лишь одну функцию — придавать зданию великолепие и благородство, только украшать его, лишив колонны их изначального тектонического предназначения быть опорой, несущей тяжесть перекрытия. Подобное отношение к тектонике формы для Кваренги было не новым. Он хорошо был знаком с декоративно-фантастическими храмами в Риме, богатом произведениями стиля барокко.

Адмиралтейство и Зимний дворец
Адмиралтейство и Зимний Дворец. ГВАХ.

В центре Петербурга в ту пору уже появились новые жилые дома, в архитектуре которых победило древнее понимание зодчества, и красота их фасадов основывалась на логическом смысле ордерной тектоники и монументальности стен. Этих зданий было еще не слишком много, и в их образах еще проявлялось отмирающее пристрастие к декоративности, что можно было видеть в архитектуре таких произведений, как костел Екатерины на Невской першпективе, Князь-Владимирский собор на берегу Малой Невы, Мраморный дворец у истока Красного канала из Невы. И тем не менее эти сооружения уже знаменовали собой отказ от чрезмерной пышности декоративного убранства фасадов и, может быть, потому обратили на себя внимание убежденного классициста Кваренги.

Все же не эти произведения зодчества определяли общую архитектурную тональность Петербурга, который в то время не отличался ни единством стиля архитектуры, ни уровнем благоустройства. Плохо замощенные проспекты и улицы, деревянные, далеко тянущиеся вдоль боковых улиц дощатые заборы, деревянные мосты через протоки, оплывшие берега рек и каналов, каменное укрепление которых только начиналось,— все эти особенности развивающегося города не оставались вне поля зрения зодчего.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 14.04.2010, 19:02.