На главную



Rambler's Top100

Петергоф.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


В связи с полной переменой в наши дни характера Петергофской дороги исключительно важное историко-иконографическое значение имеют несколько кваренгиевских рисунков, изображающих классицистические постройки по пути из столицы в Петергоф. Это усадьбы Чернышова, Нарышкина, Витворта, Голыптейн-Бека и других. Они, как и изображения петергофских видов с гранильной фабрикой, вошли в научный обиход лишь в последние годы.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Ни одно сколько-нибудь интересное в архитектурном смысле место в близких или далеких окрестностях Петербурга не осталось без внимания Кваренги. Уже упоминалась панорама Большого Петергофского дворца, в ряд с которой становится воспроизведение общего вида Гатчинского дворца. Кваренги запечатлел Шлиссельбургскую крепость, руины крепости в Порхове, постройки в Гостилице — поместье Разумовских и ряд других интересных сооружений.

Успенская церковь на Покровке в Москве.
Успенская церковь на Покровке в Москве. ГНИМА.

Рисунки ныне хранятся частично в музеях Ленинграда и Москвы, но большая часть — в итальянских собраниях в Бергамо, Венеции и Милане. Все они в совокупности представляют собой уникальные историографические документы, раскрывающие панораму русского зодчества XVII — начала XIX вв. Очень интересен факт существования в коллекции, хранящейся в Национальном музее в Варшаве, точного чертежа фрагмента ограды Летнего сада в Петербурге. По мнению исследователя этого собрания Марека Квятковского, чертеж ограды Летнего сада, сделанный Кваренги, «следовало бы считать проектом, а не архитектурной съемкой» [153, с. 19]. Однако его же более вдумчивые размышления привели к выводу, что Кваренги не мог быть автором ограды хотя бы потому что она была создана в 1770-х гг. — до приезда зодчего в Петербург [154, с. 161 — 162].

Дворцовая церковь в Петергофе
Дворцовая церковь в Петергофе. ГВАХ.

Очевидно, что чертеж является студией Кваренги в связи с его разработкой проектов монументальных оград, например Ассигнационного банка и других. Это, несомненно, фиксационный чертеж ограды, пленивший зодчего своей гармоничностью и красотой. Сразу по приезде включившись в процесс формирования русской архитектуры, Кваренги непрерывно изучал архитектурное и природное окружение, ставшее для него теперь близким. В его пейзажах исчезли изображения итальянских сосен — пиний, их полностью заменили северные деревья. Следует согласиться с В. Н. Талепоровским, что в каждом графическом произведении Кваренги «ясно выступает внутреннее, задушевное понимание им того, что он изображает. Перед нами художник с богатым идейным содержанием и глубоким вдумчивым отношением к окружающему его миру... Он не пользуется своим мастерством художника для создания самоценных произведений графического искусства в ущерб своему основному призванию архитектора, проектировщика и строителя; он остается при всех условиях прежде всего архитектором, но архитектором чутким и внимательным к окружающим его ландшафтам, видам городов с их жителями и в особенности к творческой деятельности народа, среди которого и для для которого он работал» [79, с. 108]. Именно это объясняет рисунки Кваренги, фиксирующие примеры народного зодчества, специфические для России — рубленые жилые и хозяйственные строения, окружающие столицу.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 15.04.2010, 21:58.