На главную



Rambler's Top100

Поиск творческого пути.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Середина и конец XVIII в. для Италии вообще, и Рима в частности, были периодом архитектурного безвременья, что определялось политической ситуацией. Тем не менее Рим и в середине XVIII в. сохранял значение художественной Мекки. Сюда стремились люди, преданные искусству и, в особенности, зодчеству. Многие архитекторы и художники по нескольку лет жили в Риме, заполняя время изучением античных остатков и произведений эпохи Возрождения.

В 1740 г. в Рим из Венеции прибыл молодой художник и архитектор Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778). Еще в Венеции он подружился с теоретиком новой архитектуры Томазо Теманца (1705—1789), который решительно отвергал традиции барокко и провозглашал правду в строгости и простоте античного зодчества. Именно под влиянием Теманца архитектор Пиранези принял решение посвятить себя изучению и пропаганде античного искусства. Вскоре стали появляться его гравюры, в которых он воспевал неувядаемую красоту древней архитектуры Рима.

В те годы художественные круги Италии были под большим впечатлением, вызванным планомерными раскопками Помпеи, которые осуществлялись с 1748 г. археологом Дж. Феорелли. Из-под толщи пепла были выявлены уцелевшие фрагменты погибшего города. Еще сохраняли значение результаты перестройки папской столицы в XVII в., когда были созданы грандиозные архитектурные ансамбли.

Во второй половине XVIII в. во Французской академии в Риме художники и архитекторы в течение трех-четырех лет непосредственно знакомились с лучшими памятниками города и под влиянием античности формировали классицистические убеждения. Так, известной фигурой в римских художественных кругах в начале 1770-х гг. был французский архитектор Антуан-Франсуа Пейр (1733—1822). Он изучал архитектуру, в частности искусство перспективы, блестяще демонстрируемое Пиранези. Знаменитый историк искусств Иоахим Винкельман (1717—1768) был в Риме не просто иностранным гостем, а с 1763 г. занял пост главного инспектора по древностям, что немало способствовало появлению его фундаментального труда «История искусств древности». Много лет в Риме жил французский архитектор Шарль-Луи Клериссо (1722—1820) — единомышленник и друг Винкельмана.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

В мастерской Винкельмана учился будущий выдающийся английский архитектор Уильям Чемберс (1726—1796), а в 1760-х гг. в Риме находился шотландец Чарлз Камерон (1730—1812), впоследствии прославившийся как архитектор в России. В 1754 г. Винкельман со своим другом английским архитектором Робертом Адамом (1728—1792) направился в Далмацию для изучения грандиозных развалин дворца Диоклетиана в Спалатто. Они тщательно обмерили руины и выполнили их зарисовки. Через десять лет появился труд Р. Адама, посвященный этому памятнику архитектуры императорского Рима.

Остатки форума Нервы в Риме
Остатки форума Нервы в Риме. Частное собрание М. Скотти-Перего.

С 1767 г. многие годы в Италии жил крупнейший шведский скульптор Юхан Тобиас Сергель (1740 —1814) — один из первых классицистов в области ваяния. На родину он вернулся лишь в 1779 г. Великий скульптор Италии классицист Антонио Канова (1757—1822) создавал с 1770-х гг. в папской столице лучшие произведения.

Таким образом, наиболее значительные поборники классицизма сосредоточились в Риме именно в середине XVIII в., и если к их числу добавить имена крупных художников, таких, как Юбер Робер, Фрагонар, посетивших в те годы Рим, то становится ясной направленность художественных течений в итальянской столице той поры — ориентация на архитектуру античности и ее отражение в произведениях зодчих Браманте, Палладио и других представителей эпохи Возрождения.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 11.04.2010, 20:56.